Положение о наставничестве педагогических работников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные
программы»
ПРИНЯТО
на заседании Педагогического Совета
протокол № 5 от 14.02.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Пр. № 13-осн. деят. от 14.02.2022 г.

Положение
о наставничестве педагогических работников
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая
адаптированные образовательные программы»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве для педагогических работников (далее Положение) ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» разработано в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года №
273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с последующими изменениями и
дополнениями), Трудовым Кодексом Российской Федерации (Статьи ст.28,47,48.),
с методическими рекомендациями, разработанными в соответствии с пунктом 33
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред.
от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы
профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая
национальную систему учительского роста», в рамках реализации паспорта федерального
проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», Указ Президента
РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
1.2.Локальная нормативная база осуществления наставничества в ОО:
- Положение о наставничестве;
- Положение о стимулирующих надбавках, учитывающих поощрение наставников;
- Приказ о назначении наставников;
- Планы наставничества.
Настоящее Положение о наставничестве определяет цель, задачи, направления и
организацию
наставнической
деятельности
в
Государственном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
Ленинградской
области
«Лесобиржская
школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» (далее ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»).
В настоящем Положении используются следующие понятия:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации многофункционального наставничества
через организацию работы наставнической пары, триады или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
Многофункциональное наставничество педагогических работников - организация
системы психолого-педагогического сопровождения разными наставниками (классический
наставник, тьютор, коуч, ментор, куратор) непрерывного разноуровневого и
1

разновекторного развития личности наставляемых, раскрытия их дарований и
возможностей, ликвидации профессиональных дефицитов.
Наставник - педагогический работник, имеющий успешный опыт в достижении
жизненных, личностных и профессиональных результатов, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самосовершенствования и самореализации наставляемого.
Наставляемый - педагогический работник, осваивающий новые или развивающий
имеющиеся компетенции с помощью наставника; педагогический работник, обратившийся
за помощью в преодолении собственных профессиональных дефицитов, затруднений или
совершенствовании своего мастерства.
Куратор - сотрудник общеобразовательной организации, который отвечает за
организацию программы наставничества и обеспечивает организационно-методическое
сопровождение наставничества в образовательной организации.
Наставник-учитель/воспитатель - это педагог-профессионал, у которого наставляемый
может получить совет, рекомендацию, помощь по совершенствованию качества своего
преподавания.
Наставник-тьютор - это педагог, сопровождающий разработку и реализацию
наставляемыми индивидуальной образовательной программы (далее - ИОП) по
приобретению или развитию конкретных профессиональных компетенций.
Наставник-коуч - специалист, осуществляющий помощь наставляемому в выявлении и
развитии сильных сторон (дарований и возможностей) наставляемых, в определении
эффективных путей достижения жизненных, профессиональных целей.
Наставник-ментор - высококвалифицированный специалист, осуществляющий научнометодическое сопровождение реализации региональной программы наставничества в
системе общего образования.
Система наставничества в образовательной организации - это систематизированная
форма корректирующего / стимулирующего воздействия на наставляемых более опытными
педагогами путем оказания им помощи в овладении новыми компетенциями без отрыва от
реальных задач и трудовых функций.
2. Цель и задачи
Цель многофункционального наставничества педагогических работников: создание
системы методического сопровождения профессионального развития и роста
педагогических работников и управленческих кадров, создание наиболее благоприятных
условий для их успешной личной и профессиональной самореализации (как наставников,
так и наставляемых).
Задачи многофункционального наставничества педагогических работников:
 адаптация наставляемых к выполнению новых или более сложных трудовых
функций, к условиям осуществления трудовой деятельности, приобщение к
корпоративной культуре;
 создание условий для передачи педагогами-профессионалами наставляемым
ценностносмысловых ориентиров, традиций, лучших педагогических практик,
обеспечивающих преемственность и культуросообразность развития региональной
системы общего образования;
 создание условий для координации усилий разных специалистов-наставников по
непрерывному развитию и саморазвитию наставляемых, раскрытию их
потенциальных возможностей и дарований;
 создание открытой образовательной среды, создающей условия для проявления
каждым
образовательной
активности,
образовательной
инициативы,
профессиональной самореализации;
 формирование открытого и эффективного профессионального сообщества,
способного на комплексную поддержку индивидуальной образовательной
2







траектории наставляемых;
ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные
обязанности;
развитие у педагогических работников интереса к осуществляемой
профессиональной деятельности;
развитие профессионально значимых качеств личности;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
снижение текучести кадров в организации и мотивация работников к установлению
длительных трудовых отношений с работодателем.
3. Организация системы наставничества

3.1. Наставничество организуется на основании приказа директора ГБОУ ЛО
«Лесобиржская школа-интернат» «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества, осуществляет
контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам наставничества
(заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших
практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается директором ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» из числа
заместителей руководителя;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников и наставляемых, в том числе в цифровом формате с использованием ресурсов
Интернета – официального сайта образовательной организации/страницы, социальных
сетей;

3

- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и
системным администратором;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том числе
на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других
образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников,
формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества.
- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации
программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных
стимулов поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных
программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной
организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным администратором).
3.5. Определение наставников.
Требования к подбору наставников осуществляется по следующим критериям:
-высокий уровень профессиональной подготовки;
-наличие общепризнанных личных достижений и результатов;
-развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
-способность и готовность делиться профессиональным опытом;
-сформированные навыки по разъяснению, объяснению и инструктажу подопечных по
тематике наставничества.
3.6. Наставничество в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» устанавливается над
следующими педагогическими работниками:
- впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности
(профессии);
- переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если выполнение ими
новых должностных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных
знаний и приобретения новых практических навыков;
- педагогическими работниками для ликвидации выявленных профессиональных
дефицитов или совершенствования профессиональных компетенций.
3.7. Педагоги принимают участие в реализации многофункционального наставничества
добровольно, с их письменного согласия (Приложение 1) и заключения между наставником
и наставляемым соглашения (Приложение 2).
3.8.Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
4

отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
3.9.Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года
в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.10.Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
3.11.Замена наставника производится приказом директора школы, основанием могут
выступать следующие обстоятельства:
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на
иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
3.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в
профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
наставничества (далее - индивидуальный план).
3.12.1. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом организации.
3.12.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
3.13. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему
профессиональному развитию.
3.14. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества
и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
4. Формы ролевых моделей многофункционального наставничества
Педагогических работников
Вариативная модель наставничества (таблица 1).
Таблица 1
Вариации моделей наставничества
Наставник
Вариант наставников
Форма наставничества «Педагог-педагог»

Варианты наставляемых

5

Наставник-учитель
(предметник)/
воспитатель

Наставник-классный
руководитель

Опытный педагог (в общем
образовании учитель того же
предметного направления, что и
наставляемый учитель) имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных
конкурсов,
автор
учебных
пособий
и
материалов,
участник
или
ведущий вебинаров и семинаров),
склонный
к
активной
общественной работе, способный
осуществить
всестороннюю
методическую
помощь
реализуемой
наставляемым
образовательной
деятельности,
лояльный
участник
педагогического и/или школьного
сообществ, обладает лидерскими,
организационными
и
коммуникативными
навыками,
хорошо развитой эмпатией.

Молодой специалист (учитель, воспитатель
и т.д.), имеющий малый опыт работы - от 0
до 3 лет, испытывающий трудности с
организацией образовательного процесса, с
взаимодействием
с
обучающимися,
другими педагогами, администрацией или
родителями.
Педагог, испытывающий трудности в
реализации конкретных профессиональных
задач
в
сложившихся
социальнопедагогических
условиях
трудовой
деятельности: учитель, демонстрирующий
низкие
образовательные
результаты
обучающихся;
воспитатель,
демонстрирующий низкие образовательные
результаты воспитанников.
Любой педагогический работник, который
через взаимодействие с наставником, а
также при его помощи и поддержке решает
конкретные
задачи
профессиональноличностного развития, приобретает новый
опыт, расширяет свои возможности,
повышает
своѐ
профессиональное
мастерство.
Опытный педагог, выполняющий Молодой специалист (учитель или
функции классного руководителя, воспитатель), имеющий малый опыт работы имеющий профессиональные
от 0 до 5 лет, испытывающий трудности с
успехи (победитель различных
выполнением трудовых функций в качестве
профессиональных конкурсов,
классного руководителя.
автор различных публикаций, в
Опытный педагог, испытывающий
которых отражена собственная
трудности в реализации конкретных
методическая система
профессиональных задач в сложившихся
осуществления воспитывающей
социально-педагогических условиях
деятельности, ведущий вебинаров и трудовой деятельности в качестве классного
семинаров), склонный к активной руководителя.
общественной работе, способный
осуществить всестороннюю
методическую помощь
наставляемому в области классного
руководства.

Наставник-тьютор

Специалист в области педагогики, Любой педагог, участник программы
который
помогает
участнику многофункционального
наставничества,
программы многофункционального желающий повысить своѐ профессиональное
наставничества определиться с мастерство
и
разрабатывающий
индивидуальным образовательным индивидуальную
программу
маршрутом и сопровождающий его профессионально-личностного развития.
продвижение по индивидуальной
траектории
профессионально-личностного
развития.
Контролирует
самостоятельную
работу
педагогического работника.

Наставник-коуч

Любой
сертифицированный
специалист, организующий для
педагогов индивидуально или в
малых
группах
тренинги,

Любой
педагог,
обратившийся
за
психологической
помощью,
участник
программы
многофункционального
наставничества.

6

Наставник-ментор

помогающие
наставляемым
увидеть свои достоинства и
дарования.
Создает комфортные условия для
реализации
профессиональных
качеств
педагогического
работника,
помогает
с
организацией образовательного
процесса и решением конкретных
психолого-педагогических
и
коммуникативных проблем.
Высококвалифицированный
специалист в области педагогики,
осуществляющий
научно-методическую поддержку
и помощь в решении конкретных
задач
профессионально-личностного
развития
наставляемого
или
группы наставляемых, участников
программы
многофункционального
наставничества.

Форма наставничества «Руководитель- руководитель»
Наставник-заместитель Опытный
заместитель
руководителя
руководителя,
имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
профессиональных
конкурсов,
автор различных публикаций,
ведущий вебинаров и семинаров),
склонный
к
активной
общественной работе, способный
осуществить
всестороннюю
методическую
помощь
наставляемому
в
области
управления образованием

Любой педагог, участник программы
многофункционального
наставничества,
желающий расширить свои возможности,
приобрести
новый
опыт,
новые
компетенции,
повысить
своѐ
профессиональное мастерство.

Заместитель руководителя, не имеющий
опыта работы в должности заместителя
руководителя и испытывающий трудности
с выполнением соответствующих трудовых
функций и профессиональных задач.
Заместитель руководителя, переведенный
(назначенный) на другую должность
(специфику), если выполнение им новых
должностных
обязанностей
требует
расширения
и
углубления
профессиональных знаний и приобретения
новых практических навыков

5. Этапы реализации многофункционального наставничества
Наставническая деятельность в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»
осуществляется в соответствии с «Дорожной картой» и включает в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий.
Этап 2. Формирование базы наставляемых.
Этап 3. Формирование базы наставников.
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников.
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп.
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп.
Этап 7. Завершение.
На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат», включающая в себя создание локальных
нормативно - правовых документов, назначение куратора, информирование
потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных
аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм,
ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей ГБОУ ЛО
«Лесобиржская школа-интернат», заключение соглашений.
7

На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников,
проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью
диагностических бесед.
На данном этапе собираются заявления от тех участников многофункционального
наставничества в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат», которые еще не давали
такого согласия.
На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения
наставников.
По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор (утверждается приказом).
Предварительный отбор наставников осуществляется на основе их заявлений.
В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и
разработка индивидуальных планов.
На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых
по осуществлению мероприятий многофункционального наставничества.
Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
6. Права и обязанности наставляемого
Наставник обязан:
- помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и
оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать
фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
- в соответствии с утверждѐнной программой наставничества лично встречаться с
наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения,
обсуждения, и (при необходимости), коррекции индивидуального плана, выбора методов
наставнической деятельности;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в
рамках мероприятий индивидуального плана;
- передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам
и современным методам работы или поведения;
- оказывать наставляемому помощь и поддержку в освоении (совершенствовании)
профессиональных компетенций;
- личным примером развивать положительные профессиональные качества наставляемого,
при необходимости мягко и корректно корректировать его поведение;
- принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников.
Наставник имеет право:
- привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией программ
наставничества;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
- выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных индивидуальным планом;
- требовать выполнения наставляемым индивидуального плана;
- принимать участие в оценке профессиональных достижений наставляемого и иных
оценочных или конкурсных мероприятиях;
- принимать участие в оценке качества реализованных программ наставничества, в оценке
соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам
региональной программы многофункционального наставничества и эффективности
внедрения региональной программы;
- обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программ наставничества;
8

- обращаться к куратору за организационно-методической поддержкой;
- обращаться к руководителю ОО с мотивированным заявлением о сложении обязанностей
наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в
отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального
плана развития.
Наставляемый обязан:
- выполнять задания, определенные в индивидуальном плане, в установленные сроки, и
периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением
индивидуального плана;
- совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять
допущенные ошибки;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
- отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий
индивидуального плана);
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных
пунктов индивидуального плана;
- проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение ко всем
видам деятельности в рамках программы наставничества;
- принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества.
Наставляемый имеет право:
- пользоваться имеющейся в нормативной, информационно-аналитической и
учебно-методической
документацией,
материалами
и
иными
ресурсами,
обеспечивающими реализацию индивидуального плана;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам,
связанным с наставничеством;
- в индивидуальном порядке запрашивать интересующую информацию;
- принимать участие в оценке качества реализованных программ наставничества, в оценке
соответствия условий организации программ наставничества требованиям и принципам
региональной программы многофункционального наставничества и эффективности
внедрения этой программы;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности.
7. Механизмы мотивации и поощрения наставников
7.1. Мотивирующими наставника факторами выступают:
- поддержка системы наставничества на общественном, муниципальном, региональном и
государственном уровнях;
- создание среды, в которой наставничество будет восприниматься как почетная миссия,
где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором
наставнику отводится ведущая роль.
7.2. Популяризация роли наставника осуществляется через организацию и проведение:
фестивалей, форумов, конференций наставников на муниципальном, региональном
уровнях.
Общественное признание позволит наставникам ощутить собственную востребованность,
значимость и полезность не только для отдельно взятых людей, но для общества, региона.
Публичное признание значимости работы наставников для образовательной организации,
округа, региона в целом, повышение их авторитета в коллективе будет способствовать
расширению пула наставников.
7.3. Нематериальные (моральные) формы поощрений наставников могут включать в себя:
9

- поощрение наставников по результатам участия в ежегодном конкурсе (премии) на
лучшего наставника муниципалитета (региона);
- наставник, признанный лучшим, может быть награжден (удостоен): почетной грамотой,
благодарностью;
- благодарственные письма; предоставление наставникам возможности принимать участие
в формировании предложений, касающихся развития организации; образовательное
стимулирование (привлечение к участию в образовательных программах, семинарах,
тренингах и иных мероприятиях подобного рода).
7.4. Создание системы нематериальной мотивации в виде иерархии наставников может
повысить лояльность участников и являться дополнительной мотивацией как формат
общественного признания и поощрения.
Основными элементами иерархической системы являются: достижения: визуальное
(материальное) выражение результата (медаль, поощрение, определенные очки).
7.5. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе
предусмотреть:
- объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение
ценного подарка;
- представление к государственным и ведомственным наградам;
- внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
- внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
- материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации).
8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы многофункционального
наставничества
Мониторинг реализации многофункционального наставничества состоит из двух основных
этапов:
1) оценка качества процесса реализации наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников.
Этап 1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества.
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы
наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп
«наставник - наставляемый». Мониторинг помогает как выявить соответствие условий
организации программы наставничества требованиям и принципам программы, так и
отследить важные показатели качественного изменения в ГБОУ ЛО «Лесобиржская
школа-интернат», динамику показателей социального благополучия внутри школы,
профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
SWOT-анализ (таблица 2) реализуемой программы наставничества.
Таблица 2
Факторы SWOT
Позитивные
Негативные
Внутренние
Сильные стороны
Слабые стороны
Внешние
Возможности
Угрозы
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета
содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.
Анкета учитывает особенности требований ко всем пяти формам наставничества и является
уникальной для каждой формы.
SWOT-анализ рекомендуется проводить куратору программы.
10

Этап 2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
Второй этап мониторинга позволяет оценить:
- мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;
- ликвидация профессиональных дефицитов и развитие профессиональных компетенций;
- качество изменений в образовательной деятельности участников программы
наставничества;
- динамику образовательных результатов обучающихся.
9. Завершение персонализированной программы наставничества
9.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
9.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно
продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
10. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
10.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной
организации создается специальный раздел (рубрика). На сайте размещаются сведения о
реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических
работников, базы наставников и наставляемых, лучшие кейсы персонализированных
программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и
локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников,
методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации и др.
10.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в образовательной организации публикуются после их завершения.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
11.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии
с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской
Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной
организации.

11

Приложение 1
Директору ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»
Пименовой И. Ю.
от _____________________________________________________
(ФИО и должность кандидата - участника реализации
наставничества педагогических работников)

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу включить меня в состав участников реализации многофункционального
наставничества педагогических работников ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на
202_-202_ год в качестве ________________________________________________________
(наставника \ наставляемого).

«____» _________202__г.
_________________/___________________
(Подпись)

(Расшифровка подписи)

Подтверждаю свое согласие на обработку своих персональных данных в порядке,
установленном законодательством РФ.
«____» _________202__г.
_________________/___________________
(Подпись)

(Расшифровка подписи)

12

Приложение 2
СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве между наставником и наставляемым
г. Кингисепп 202__г.
Данное соглашение устанавливает отношения между (далее Наставник), и (далее Наставляемый), совместноименуемыми "Стороны", в связи с их участием в реализации
программы многофункционального наставничества педагогических работников.
1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ
1.1.Стороны договорились об участии в реализации программы многофункционального
наставничества педагогических работников через организацию комплекса
мероприятий в рамках деятельности наставнической пары (группы).
1.2.Стороны определили следующие задачи:
-повышение уровня профессиональных компетенций наставляемого;
повышение уровня социальной адаптации наставляемого в коллективе;
-трансляция личного, профессионального опыта, знаний, умений и навыков наставника;
повышение уровня мотивации к самообразованию у наставляемого.
(Задачи определяются исходя из выбранной формы наставничества, потребностей наставляемого и ресурсов
наставника).

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
(*права и обязанности наставника и наставляемого могут быть изменены и
дополнены в соответствии с выбранной формой наставничества)
2.1.Наставник обязан:
 Разрабатывать индивидуальный план - комплекс мероприятий в рамках организации
работы наставнической пары/группы.
 Участвовать
в
реализации
Дорожной
карты
внедрения программы
многофункционального наставничества педагогических работников в рамках
компетенции.
 Регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения
 наставников.
 Оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому.
 Предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора.
 Способствовать развитию информационного освещения реализации системы
наставничества в образовательной организации.
 Внимательно и уважительно относится к наставляемому.
2.2. Наставник имеет право:
 Способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач
наставляемым.
 Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым.
 Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие
системы наставничества в образовательной организации.
 Вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по
внесению изменений в Дорожную карту.
 Привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.
2.3.Наставляемый обязан:
 Регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с
индивидуальным планом.
 Выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником.
13



Внимательно и уважительно относится к наставнику и другим участникам
наставнической группы.
2.4.Наставляемый имеет право:
 Вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации
работы наставнической пары/группы.
 Принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие
системы наставничества в образовательной организации.
 В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
волнующим вопросам.
 При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
ходатайством к директору образовательной организации о замене наставника.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1.Настоящее Соглашение заключено Сторонами в форме бумажного документа в двух
экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
3.2.Расторжение настоящего Соглашения осуществляется по соглашению Сторон.
3.3.Расторжение настоящего Соглашения в одностороннем порядке осуществляется в
случае систематического нарушения условий п.2 настоящего Соглашения.
3.4.Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует на
протяжении ____ месяцев.
3.5.По истечении срока действия Соглашения, срок может быть продлен по взаимному
соглашению сторон.
3.6.Подписи Сторон
Наставник
________________/____________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Наставляемый
_______________/_____________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».