Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающхся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рекомендована к рассмотрению
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 27.08.2021г.
Протокол № 2 от 30.08.2021г.

УТВЕРЖДАЮ
Приказ от 30.08. 2021 г. № 67

Адаптированная образовательная программа
дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021-2022 учебный год

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Целевой раздел образовательной программы
дополнительного образования
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
1.2. Нормативно-правовая база для разработки и реализации программы
дополнительного образования…………………………………………………………………..3
1.3. Цели и задачи дополнительного образования………………………………………….4
1.4. Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
умственной
отсталостью………………………………………………………………………………………5
1.5. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью….6
1.6. Планируемые результаты освоения программы ………………………………………….7
1.7. Система оценки достижения обучающимися …………………………………….………8
2.
Содержательный раздел
2.1. Содержание программы………………………………………………………………….....9
2.2. Аннотации к общеразвивающим программы……………………………………………11
3.
Организационный раздел
3.1. Учебный план …………………………………………………………………………..13
3.2. Система условий………………………………………………………………………..14

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования
1.1.

Пояснительная записка

В концепции модернизации российской системы образования определены
важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего
развитию склонностей, способностей и интересов, социального самоопределения детей.
Кроме того предполагается модель образования в образовательном учреждении, в основу
которой заложена интеграция основного и дополнительного образования.
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области
дополнительного образования в учреждении для детей с умственной отсталостью
являются личностно - ориентированные технологии обучения. Дополнительное
образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее
полного удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, что особенно важно, поскольку не все дети обладают
способностями к академическому обучению. Также выход на другие сферы деятельности
положительно сказывается на результатах общего образования. Основное преимущество
реализации дополнительного образования непосредственно в учреждении заключается в
том, что в нем созданы все условия для полноценного пребывания детей с умственной
отсталостью круглосуточно, в возможности организации содержательного единства
учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
Сущность и основное назначение дополнительного образования заключается в
обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей,
способностей детей с умственной отсталостью, организации их свободного времени. При
этом дополнительное образование становится равноправным компонентом единого
образовательного пространства в учреждении для детей с ОВЗ, которое ориентировано на
создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг, творческой
самореализации воспитанников с умственной отсталостью в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающихся в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе и активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Интеграция основного и дополнительного образования является важнейшим
фактором развития ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» потому что:
-включает обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и
индивидуальным особенностям деятельность;
-позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития;
-создает дополнительное пространство для самореализации личности;
-создает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями;
-обеспечивает взаимосвязь познавательной деятельности с различными видами
творчества;
-помогает достаточно эффективно решать задачи развития детей с умственной
отсталостью;
-решает проблемы социальной адаптации.
Таким образом интеграция основного и дополнительного образования в ГБОУ ЛО
«Лесобиржская
школа-интернат»
предполагает
расширение
образовательного
пространства, позволяя одинаково эффективно решать проблемы социализации и
индивидуализации через создание условий для самовыражения и самоутверждения, и
направлена на социальное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное
развитие личности.
1.2. Нормативно-правовая база для разработки
дополнительного образования.
ФЗ №273-Об образовании в РФ_2012
Концепция развития дополнительного образования детей

и

реализации

программы

3

Методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Паспорт приоритетного проекта Доступное дополнительное образование для детей
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018_№ 196_Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП
Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 № 500 _ Об утверждении примерной
формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам
Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 _ О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по ДОО
Приказ Минтруда России 2018 №298н_Стандарт педагога дополнительного образования
детей и взрослых
Примерные требования к дополнительным образовательным программам 06-1844 от
11.12.2006
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 17.12.2019_N Р-136 _Об утверждении
метод. реком. по созданию новых мест
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Указ президента РФ_О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до
2024
Целевая модель развития региональных систем ДОД
1.3. Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели реализации основной образовательной программы дополнительного
образования:
- расширение возможностей для всестороннего удовлетворения потребностей детей с
умственной отсталостью в условиях школы-интерната, для развития их индивидуальных
особенностей, мотивации личности к познанию и творчеству, реализации их интересов,
эмоционального благополучия каждого ребенка;
-содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному развитию детей,
создание условий для приобретения детьми позитивного социального опыта в
учреждении, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения
полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях;
-реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,
учреждения, общества, повышение роли дополнительного образования в деятельности
школы-интерната.
Актуальность проблемы включения детей с умственной отсталостью в программы
дополнительного образования обусловлена тем, что среда дополнительного образования
может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и
отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных
ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации. В наиболее
общем виде дополнительное образование детей с умственной отсталостью в условиях
школы-интерната может быть определено как, организованный особым образом,
устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации
развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.
Основные задачи реализации программы дополнительного образования:
-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей
детей с умственной отсталостью, для развития индивидуальности ребенка;
-обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения
основной образовательной программы дополнительного образования;
-оптимизация условий для общего развития, коррекции психофизического,
интеллектуального, личностного развития детей с ОВЗ с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей;
-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений,
приобретенных детьми в урочной деятельности;
4

-формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности и создание условий для
реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие опыта творческой деятельности детей с умственной отсталостью во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде,
укрепление доверия к другим людям;
-развитие опыта неформального общения обучающихся с ОВЗ с учетом расширения рамок
взаимодействия с социумом;
-формирование на доступном уровне положительного отношения к базовым
общественным ценностям, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-удовлетворение потребностей детей с умственной отсталостью в содержательном досуге.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью.
В ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» обучаются дети с легкой, умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Умственная отсталость у многих
сопровождается нарушениями эмоционально-волевой сферы (синдром гиперактивности и
нарушения внимания, ряд других особенностей), нарушениями опорно-двигательного
аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, синдромом
Дауна. Общим признаком у всех обучающихся учреждения выступает интеллектуальная
недостаточность, которое приводит к сильному затруднению или невозможности
усвоения содержания образования и социальной адаптации. В структуре психики таких
детей в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об
окружающем мире являются неполными, искаженными, а их жизненный опыт крайне
беден. Таким детям свойственна неточность и слабость дифференцировки зрительных,
слуховых кинестетических, тактильных и других ощущений, которые приводят к
затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей
среде. Данному контингенту детей присуще конкретное негибкое мышление, значительная
затрудненность или невозможность образования отвлеченных понятий ,слабая активность
мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они
начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея
внутреннего плана действий. Также у них ограничено формируется понимание и
использование речи. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать
беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции
предложений, жесты, мимику. Особенности нервной системы детей с умственной
отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением
объема, малой устойчивостью. Внимание с трудом привлекается, отмечается
неустойчивостью и отвлекаемостью. Интерес к какой-либо деятельности если возникает,
то как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Слабость активного
внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако при высокой
мотивации его продолжительность может быть увеличена. Отмечается значительное
недоразвитие восприятия и памяти. Перенос освоенных действий и применение
представлений в новых ситуациях часто затруднен, требуются дополнительные в них
упражнения, либо формирование заново. Часть детей имеет замедленный темп, вялость
неловкость движений, у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с
нецеленаправленностью,
беспорядочностью, нескоординированностью движений.
Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких
дифференцированных движений пальцев . Волевая сфера таких детей характеризуется
слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие дети
предпочитают выбирать путь , не требующий волевых усилий, а вследствие
непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются негативизм и
упрямство. Для успешного обучения необходимо достаточное развитие представления и
воображения. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна
недифференцированность, фрагментарность, уподобление образам. Воображение
отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности,
5

неточности и схематичностиПринципы и подходы к формированию программы
дополнительного образования:
В основу разработки программы заложены дифференцированый и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению программы предполагает учет особых
образовательных потребностей детей с умственной отсталостью, которые проявляются в
неоднородности возможностей освоения содержания дополнительного образования.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности ребенка с
умственной отсталостью определяется характером организации доступной им
деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в
дополнительном образовании является обучение как процесс организации познавательной
и практической деятельности детей, обеспечивающий овладение ими содержания
образования.
В основу формирования программы положены следующие принципы:
-принцип государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки детей с умственной отсталостью);
-принцип
природосообразности
и культуросообразности
(учет индивидуальных
возможностей и способностей ребенка);
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении (учет
индивидуальных образовательных потребностей ребенка);
-принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности ребенка и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
-принцип переноса усвоенных знаний, умений , навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации в в различные жизненные ситуации;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающей возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью определенными знаниями, умениями
и навыками.
1.5. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью.
Под особыми образовательными потребностями детей с умственной отсталостью и
тяжелыми и множественными нарушениями развития следует понимать комплекс
специфических потребностей, возникающих вследствие первичного дефекта.
Современные научные представления позволяют выделить общие особые
образовательные потребности детей с умственной отсталостью. К ним относятся
содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая
организация обучения.
Особенности психофизического и социального развития обучающихся ГБОУ ЛО
«Лесобиржская школа-интернат» определяют специфику их образовательных
потребностей:
-наглядно-действенный характер содержания образования;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
-отработка средств коммуникации;
-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
-стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании
окружающего мира.
Учет таких потребностей вызывает необходимость создания условий,
способствующих развитию способностей детей с умственной отсталостью решать
насущные жизненные задачи.

6

Так как психическое развитие ребенка с умственной отсталостью в гораздо большей
степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, функции
дополнительного образования в условиях школы-интерната следующие:
образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам;
воспитательная – формирование в учреждении культурной среды, ненавязчивое
воспитание детей через их приобщение к культуре;
информационная – передача педагогом ребенку максимального объема доступной
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
коммуникативная – это расширение возможностей делового и дружеского общения
ребенка со сверстниками и взрослыми;
рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления
психофизических сил ребенка;
коррекционная – наличие адекватной коррекционно-развивающей помощи;
интеграционная – создание единого образовательного пространства школы-интерната;
компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и
дополняющих основное образование и создающих возможности предоставления ребенку
определенных гарантий достижения успеха в определенных сферах творческой
деятельности;
социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
1.6. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
программы дополнительного образования .
Общий ожидаемый результат реализации основной образовательной программы
дополнительного образования – создание максимально благоприятных условий для
раскрытия личностных потенциалов ребенка с умственной отсталостью и удовлетворения
его потребностей в творческом самовыражении.
Результаты реализации дополнительной образовательной программы могут быть
представлены как:
-результаты обучения;
-результаты развития;
-результаты воспитания.
Также в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам.
В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным программам для обучающихся
с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения программы дополнительного
образования представляют собой описание возможных результатов:
1.Освоение средствами определенного вида деятельности и их использование в
повседневной жизни:
-интерес к доступным видам изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
-знание названий и свойств средств и материалов, правил их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними, правил техники безопасности при работе с
колющими и режущими инструментами;
-умение использовать инструменты и материалы в процессе доступных видов творческой
деятельности; использование по назначению инструментов и материалов;
-умение использовать различные технологии в процессе деятельности.
2.Способность к совместной и самостоятельной деятельности:
-получение удовольствия, радости от определенного вида деятельности;
-стремление к собственной творческой деятельности, демонстрация результатов своей
работы;
7

-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности;
-выполнение действий по образцу и по подражанию;
-умение выполнять: задание в течение определенного периода времени; от начала до
конца; с заданными качественными параметрами;
-умение самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии алгоритму деятельности.
3.Готовность к участию в совместной деятельности:
-получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной
творческой деятельности;
-умение использовать навыки, полученные на занятиях для изготовления творческих
работ, участия в выставках, конкурсах.
4.Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного
взаимодействия с взрослыми и сверстниками:
-направленность взгляда на говорящего взрослого, задание;
-выполнение инструкции взрослого;
-понимание правил организации рабочего места;
-умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, потребность сохранять порядок на рабочем месте;
-умение соблюдать правила поведения на занятиях, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие
возрасту и полу ребенка.
5.Представления об обязанностях и правах ребенка:
-представление, на доступном уровне, о праве на жизнь, на образование, на
неприкосновенность личности и достоинства;
-представления об обязанностях обучающегося.
6.Представления о Родине:
-представления, на доступном уровне, о выдающихся творческих людях своего
государства и региона, культурных центрах, музеях искусств.
Основные личностные результаты:
-ценностное отношение к творчеству, человеку творчества;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях
отечественной культуры;
-понимание на доступном уровне красоты в искусстве, в окружающей действительности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
-умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.
1.7. Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
дополнительного образования.
Система оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью
планируемых результатов должна включать целостную характеристику выполнения
обучающимися программы дополнительного образования, отражающую взаимодействие
следующих компонентов образования:
-что обучающийся должен знать и уметь на каждой ступени обучения;
-что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными
нарушениями развития особо важно учитывать , что у детей могут быть вполне
закономерные затруднения, но это не должно рассматриваться, как показатель
неуспешности их обучения и развития. Для выявления возможной результативности
должен быть учтен ряд факторов:
-необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и
соматического состояния каждого ребенка;
8

-в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку
средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки,
электронные технологии);
-способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут
носить как традиционный характер ,так и быть представлены в другой форме, в том числе
в виде некоторых практических заданий;
-в процессе предъявления и выполнения задания ребенку должна оказываться
необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные
словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по
образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым).
-при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и
степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по
инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).
Переход от одного уровня результатов к другому должен быть последовательным,
постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных
возможностей и особенностей детей с умственной отсталостью.
Формы и методы оценки результативности.
В процессе реализации программ дополнительного образования предполагается
достижение определенных общих результатов обучения (по каждому объединению такие
ожидаемые результаты прописываются педагогом индивидуально в программе
дополнительного образования). Показателем работы является участие детского
объединения в мероприятиях, конкурсах, выставках, фестивалях.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
1.Качественная модернизация организации процесса дополнительного образования в
учреждении:
-наличие дополнительных образовательных программ;
-профессиональная компетентность педагогов;
-использование активных форм обучения;
-наличие комфортного психологического климата;
-участие в мероприятиях разного уровня.
2.Расширение социального опыта детей.
-наличие у детей устойчивого познавательного интереса к выбранному виду творчества.
Управление реализацией образовательной программы дополнительного образования
осуществляется в учреждении через мониторинг:
-контроль за выполнением учебно-тематического плана;
-сохранность количественного состава детей в объединениях;
-качество учебно-воспитательного процесса;
-результативность обучающихся.

2.

Содержательный раздел

2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через
художественную,
физкультурно-оздоровительную,
и
социально-педагогическую
направленности.
Целью художественной направленности является: нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе
достижения этой цели задачами объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства
радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
9





















- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования
является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся,
формирование потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися
предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и
проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования
ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов
своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена
коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных
взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и
развитие детской социальной инициативы является одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что сейчас на
передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно
сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные
перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
достижениям мировой культуры, российским традициям;
определенному уровню образования;
направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в системе
дополнительного образования Учреждения:
практические (упражнения, самостоятельные задания)
наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
дидактические (использование обучающих пособий)
иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати)
словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций головного мозга)
технологические (использование различных педагогических технологий в организации
работы с детьми)
репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей функции
памяти). Используются при повторении, закреплении.
Объяснительно-иллюстративные (объяснение, описание на иллюстративном фактическом
материале)
проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов)
исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Виды занятий:
10









Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
Конкурс
Фестиваль
Соревнование
Экскурсия
Концерт
Выставка
2.2. Аннотация к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Название
программы
«Музыкальный час»

«Грация»

«Задоринки»

«Художественная
флористика с
элементами
цветоводства»

Краткое содержание программы
Художественная направленность
Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов.
Главная цель программы – создать условия для творческого
развития ребенка в детском хоровом коллективе (от его
организации до концертных выступлений).
Программа разработана для занятий с обучающимися 10 – 14 лет.
Цель: Развитие творческих и интеллектуальных способностей
через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных
произведений экранного искусства (мультипликации).
Занятия в объединении помогут любому ребенку побывать в
роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника,
аниматора, режиссера и даже монтажера. Дети смогут
познакомиться с разными видами творческой деятельности,
получат много новой, интересной информации. Это прекрасный
механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и
инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации
детей через сочетание теоретических и практических занятий,
результатом
которых
является
реальный
продукт
самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания
мультипликационного
фильма
у
детей
развиваются
сенсомоторные качества, восприятие цвета, ритма, движения,
раскрываются коммуникативные способности личности.
Программа разработана для обучающихся 3 – 9 классов.
Цель программы укрепление психического и физического
здоровья детей, улучшение коммуникативных способностей
средствами хореографического искусства.
Программа направлена на формирование и развитие творческих
способностей, обучающихся, удовлетворение индивидуальных
потребностей в художественно-эстетическом развитии;
развитие и поддержку детей, проявивших интерес и
определенные способности к танцевальному творчеству.
Программа разработана для занятий с обучающимися 11 – 16 лет.
Цель программы «Художественная флористика с элементами
цветоводства» состоит в развитии творческой активности и
способностей детей посредством занятий флористикой.
Актуальность
программы
обусловлена
возрастающим
интересом общества к качественно выполненным поделкам из
природного
материала,
популярностью
и
широкой
востребованностью такого вида искусства, как аранжировка,
флористика. Данная программа способствует активному
включению учащихся в творческий процесс и самовыражению.
11

«Чудесная
мастерская»

«Волейбол»

ОФП

Кроме того, программа знакомит учащихся с профессиями,
связанными с деятельностью в области флористического
дизайна, помогает выявить склонности и способности к этому
виду деятельности; создает условия для развития интереса к
начальным профессиональным знаниям флористического
дизайна, составлению флористических композиций согласно
композиционным требованиям.
Программа разработана для занятий с обучающимися 10 – 18 лет.
Цель программы: Развитие личности ребенка, способного к
творческому самовыражению, через обучение специальным
навыкам работы с инструментами и приспособлениями;
овладение техниками изготовления предметов декоративно прикладного искусства, технологией обработки различных
материалов.
Отличительной особенностью программы «является синтез
программ основного общего образования и современных
образовательных технологий, она дает возможность попробовать
свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать
себя в нем.
Физкультурно-спортивная направленность
Программа предназначена для более углубленного изучения
раздела «Волейбол» и рассчитана на 14-17 лет.
Цель сформировать у учащихся устойчивые потребности к
регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить
играть в волейбол на достойном уровне.
Новизна программы заключается в том, что в ней
предусмотрено уделить большее количество учебных часов на
разучивание и совершенствование тактических приёмов, что
позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень
соревновательной деятельности в волейболе. Реализация
программы
предусматривает
также
психологическую
подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно
мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы
предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих
результатов, тестирования для перехода на следующий этап
обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных
программ, видеоматериала и т. д.
Целесообразность и актуальность программы заключается в
том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить
недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры
во внеурочное время, так как количество учебных часов
отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной
программе недостаточно для качественного овладения игровыми
навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа
актуальна на сегодняшний день, так как её реализация
восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у
детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет
оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на
все системы детского организма.
Программа разработана для занятий с обучающимися 12 – 14 лет.
Цель программы: развитие физических навыков обучающихся
через занятия ОФП.
Программа дает возможность заняться воспитанием здорового
12

образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию
гармоничного человека.
Бочче
Программа разработана для занятий с обучающимися 13 – 17 лет.
Актуальность. Бочче единственная спортивная игра, в которую
могут играть люди с тяжелыми и множественными нарушениями
развития. В связи с тем, что рекомендованных для использования
программ дополнительного образования для обучения игре бочче
отсутствуют, то проблема разработки, апробации и внедрения
крайне актуальна.
Данная
образовательная
программа педагогически
целесообразна, т.к. являясь составной частью общего
педагогического процесса учреждения, позволяет обучающимся
с ОВЗ овладевать жизненно необходимыми социальными
умениями навыками.
Отличительной особенностью программы «Бочче» является то,
что она даёт возможность каждому ребёнку с ОВЗ, не зависимо
от уровня физической подготовленности, овладеть навыками
игры.
Социально – педагогическая направленность
«Читай-ка»
Программа разработана для занятий с обучающимися 9 – 12 лет.
Цель программы осуществление комплексного подхода к
речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты,
слоговому чтению.
Актуальность программы. Программа является одним из
этапов подготовки детей к обучению чтению. Программа
предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, которые помогут детям
сформировать мыслительные операции, научит понимать и
выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствует развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. Данная программа
педагогически целесообразна, так как при её реализации дети
получают достаточный запас знаний, умений и навыков,
необходимый для подготовки к школе.
«HAPPY ENGLISH» Программа разработана для занятий с обучающимися 15 – 18 лет.
Целью программы является развитие лингвистических
способностей школьников посредством активизации их
творческой деятельности.
Данная образовательная программа способствует реализации
задач познавательно-речевого развития и социализации детей
дошкольного возраста. Развиваются такие личностные аспекты
как: память, внимание, эрудиция, дисциплина, прилежание,
языковая догадка, ребенок становится более активным,
вовлекается в коллективные формам работы в группе,
иностранные язык побуждает любознательность, артистизм,
формирует ребенка интеллектуально и эстетически.

3. Организационный раздел
3.1. Учебный план ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» по реализации
образовательной программы дополнительного образования

13

Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования
Учреждения направлен на обеспечение доступности, эффективности и качества
дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для
раскрытия природных способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития
творческого потенциала личности школьников. Ориентирован на пятидневную рабочую
неделю и составлен с учетом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса. Содержание учебного плана
дополнительного образования детей включает в себя следующие направленности:
Художественная направленность
Физкультурно-спортивная направленность
Социально-педагогическая
Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования
Направленность

Количест
во групп

Количест
во часов в
неделю

Всего
часов по
програм
ме в год

1

2

68

1

2

68

«Задоринки»

Мельникова
Г.В.
Боброва Е.А.

1

2

68

«Грация»

Боброва Е.А.

1

2

68

«Художественная
флористика с
элементами
цветоводства»

Усынина Д.Н.
Дутка Н.В.
4

8

272

1

1

34

1

1

34

Название
объединения

«Музыкальный
час»
«Чудесная
мастерская»
Художественная

Ф.И.О. педагога

Ангелиди Н.Н.

(ЦТР г. Кингисепп)

Физкультурно –
спортивная

Социально –
педагогическая

«Юный
волейболист»
«Общая
физическая
подготовка»

Алексеев Ю.И.

«Бочче»

Денисова Е.Э.

1

1

34

Мошкарева
А.С.
Первова Е. Д.

1

2

66

1

2

68

«Читай-ка»
«HAPPY
ENGLISH»

Алексеев Ю.И.

3.2. Условия реализации образовательной программы дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности
решения целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического,
программно-методического, психологического характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие системы
дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют созданию единого
воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно анализируется
социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их родителей
(законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть
особенности Учреждения, его приоритетные направления работы, основные задачи,
которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические
и кадровые возможности.

14

Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения, интеграции основного
и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 7 до
18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако в
соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях
(секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий
спортивного и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с 1 сентября и
заканчивается 31 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы,
мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение
самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие
виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием
программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов.
Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся и родителей
(законных представителей).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом
дополнительного образования.
В ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» созданы необходимые условия для
организации дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного
образования. Поддерживается творческое сотрудничество педагогов дополнительного
образования с учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями
совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических,
общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
Учреждения информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2)
соблюдение
санитарно-гигиенических
норм,
требований
пожарной
и
электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников.
Кабинеты
Учреждения
оборудованы
интерактивными
досками,
экранами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной деятельности,
имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий по художественной направленности имеется кабинет музыки,
изобразительного искусства, актовый зал, кабинет кулинарии и швейного дела.
Кабинет музыки обеспечен следующим оборудованием: музыкальный центр, синтезатор,
музыкальные инструменты, компьютер с выходом в сеть «Интернет», фонотека.
Спортивный зал включает набор спортивного инвентаря: мячи волейбольные, мячи
баскетбольные, скакалки, сетка волейбольная, маты, канат, скамейки, а также спортивные
комплексы для лазания, подтягивания.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».