Учебный план к АООП образования детей с выраженным недоразвитием интеллекта (с умеренной умственной отсталостью, со сложными дефектами, с РАС, с нарушениями ОДА), отношения с которыми возникли до 01.09.2016

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
для обучающихся с выраженным недоразвитием интеллекта
(с умственной отсталостью, со сложными дефектами,
с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата) образовательные отношения
с которыми возникли до 01.09.2016 года

Разработан и принят
решением педагогического совета
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»
Протокол № 1 от 30.08.2023г.
с учетом мнения
Совета родителей (законных представителей)
обучающихся
протокол № 1 от 01.09.2023г.

Утвержден
Приказ № 48 от 01.09.2023г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью,
со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2023-2024 учебный год

г. Кингисепп
2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план-документ,
который
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание образования детей и подростков с умеренной умственной отсталостью, со
сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата (БУП II вариант).
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от
30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка осуществления и организации образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О
внесении изменений в Порядок осуществления и организации образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2022г.).
5. Инструктивно-методического письма Комитета общего и профессионального
образования Ленинградской области от 21.08.2023 № 19-32413/2023 «Об
организации деятельности в 2023/2024 учебном году».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП2.4.3648-20).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014
№1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями).

2

Режим функционирования образовательного учреждения.
Организация образовательной деятельности регламентируется календарным
учебным графиком, принятым решением педагогического совета с учетом мнения Совета
родителей.
Учебный план ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на 2023/2024 учебный
год является частью адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования детей с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года обеспечивает
выполнение требований к организации образовательной деятельности и режиму дня,
установленных
СП2.4.3648-20,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28,
СанПиН1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и предусматривает: 5-летний
срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с умственной отсталостью со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата –
для V–I классов.
Продолжительность учебного года составляет в V- классе-34 учебные недели.
Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год
начинается 1 сентября 2023 года.
Учебный год условно делится на четверти в V– классах, и в - классах на
полугодия, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за
текущее освоение образовательных программ.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательного учреждения, состоящего из перечня учебных предметов, занятий по
выбору и школьного компонента недолжно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Классы
Максимально
допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

V

V





I

32

33

33

34

34

В предельно допустимую учебную нагрузку не входят часы занятий, включенные в
коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-1).
Учебные занятия проводятся в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Начало
занятий в 9 часов 00 минут.
Учебный день условно делится на две части: первая – уроки по утвержденному
расписанию, вторая – занятия внеурочной деятельности, коррекционные занятия.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели.
Для всех обучающихся V-I классов после 3 урока организована динамическая
перемена (не менее 20 минут).
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на
уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Продолжительность урока в V-I классах составляет 40 минут.
Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между
уроками – не менее 10 минут каждая.

3

Урок
1урок
2урок
3урок
4урок
5урок
6урок
7урок

Расписание звонков.
Время
Продолжительность перемены
09.00 – 09.40.
09.50 – 10.30.
10.40 – 11.20.
11.40 – 12.20.
12.35 – 13.15.
13.30. -14.10.
14.25. -15.05.

10 мин
10 мин
20 мин*
15 мин
15 мин
15 мин.
-

динамическая перемена.

*-

Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной
деятельности и дополнительного образования – не менее 30 минут.
Изучение учебных предметов, занятий по выбору, школьного компонента
организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»).
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества
часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным
программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и
о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной
организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается
как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических
работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с
учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы
коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой
образовательной
организации,
реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, также подлежат тарификации.
Особенности учебного плана.
Учебный план позволяет определить основные направления образования и задачи
коррекционного развития детей и подростков школьного возраста с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, обучающихся в образовательном учреждении и на дому.
Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков:
 гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые
образовательные потребности;
 разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения;
 поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности
образования;
 интегративное изучение отдельных дисциплин.
Учебный план включает:
4



перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
 рекомендации по распределению учебного времени между отдельными
образовательными областями и учебными предметами, учитывающие
методические рекомендации по организации деятельности образовательных
учреждений надомного обучения, и др.;
 максимальный объем учебной нагрузки по классам.
Обучение учащихся предполагается по образовательным программам и планам,
разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума
школы в рамках данной «Программы». По рекомендациям школьного ППк для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно разработать индивидуальный
маршрут обучения, в соответствии с которым обучающийся осваивает некоторые учебные
предметы по программам «Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида»; 5-9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой или Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; 5-9 классы под
редакцией В. В. Воронковой
Особенности организации учебного процесса.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающегося.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных
знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих
относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также
развитие социально значимых качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией
детей относится к пропедевтическому уровню образованности.
Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и
письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления и
конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и
движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.
В 2023 – 2024 учебном году к занятиям по выбору образовательной организации
отнесены: изобразительная деятельность и изучаем родной край (проектная
деятельность), обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии.
На уроках домоводства, социально-бытовой ориентировке, сельскохозяйственного
труда, декоративно-прикладного труда классы делятся на 2 группы.
Обучение должно осуществляться индивидуально или группами (не более 5 человек).
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость
учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана учреждения.
Учебный план должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях.
Предполагается согласование индивидуального образовательного маршрута обучающегося
с его родителями или лицами, их заменяющими.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в
неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития
обучающихся, с характером протекания заболевания.
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным
областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения
им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания,
социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с
классом обучения (СанПиН 1.2.3685-21).
Параллельно с образовательной подготовкой осуществляется коррекционная помощь
на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий
эмоционального, социального, интеллектуального развития ребёнка с выраженной
5

интеллектуальной недостаточностью (с умственной отсталостью, со сложными
дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата).
На протяжении всего обучения детей с выраженной интеллектуальной
недостаточностью инструктором лечебной физкультуры, учителями – логопедами,
педагогом
–
психологом
оказывается
коррекционная,
максимально
индивидуализированная помощь, позволяющая реализовывать индивидуальную
траекторию интеллектуального развития ребёнка.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании педагогического совета.
Годовой учебный план основного общего образования обучающихся с выраженным
недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
на 2023-2024 учебный год
8б, 10б классы
№
1
2
3
4
5
6

7
8

Учебный предмет
Развитие речи и окружающий
мир
Альтернативное чтение
Графика и письмо
Математические представления и
конструирование

Музыка и движение
конструирование
Здоровье и основы
безопасности
жизнедеятельности
Социально-бытовая
ориентировка
Домоводство

7

Количество часов в неделю
8
9
10
11

68

68

68

68

68

340

68
102

68
102

68
102

68
102

68
102

340
510

102

102

102

102

102

510

68

68

68

68

68

68

68

102

102

-

-

-

136

136

272

340

408

408

1836

68
986

68
1020

68
1020

340
4964

68

68

68

340

34

68

68

272

102

136

136

612

1088

1156

1156

5576

Технология
(сельскохозяйственный
340
340
труд, декоративноприкладной труд)
10 Адаптивная физкультура
68
68
Итого
952
986
Занятия по выбору образовательного учреждения
1 Изобразительная деятельность
68
68
Изучаем родной край (проектная
2. деятельность)
34
68

Всего

204
68

68

340
272

9

Итого:

102

136

Предельно допустимая учебная
1054
1122
нагрузка при 5-ти дневной учебной
неделе
Школьный компонент. Коррекционные занятия

1. Ритмика
2 Игротека
Итого

Итого к финансированию

34

34

34

68

68

238

68

68

68

34

34

272

102
1156

102
1224

102
1190

102
1258

102
1258

510
6086

6

Недельный учебный план общего образования обучающихся с выраженным
недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на
2023-2024 учебный год
8б, 10б классы

7

Количество часов в неделю
8
9
10
11

2

2

2

2

2

10

2
3

2
3

2
3

2
3

2
3

10
15

Математические представления и
конструирование

3

3

3

3

3

15

Музыка и движение
конструирование

2

2

2

-

-

6

2

2

2

2

2

10

3

-

-

8

-

4

4

8

10

12

12

54

2
29

2
30

2
30

10
146

2

2

2

10

1

2

2

8

3

4

4

18

33

32

34

34

164

Школьный компонент. Коррекционные занятия
1 Ритмика
1
1
2 Развитие психомоторики и
2
2
сенсорных процессов

1

2

2

7

2

1

1

8

3
35

3
37

3
37

15
179

№
1
2
3
4
5
6

Учебный предмет
Развитие речи и окружающий
мир
Альтернативное чтение
Графика и письмо

Здоровье и основы
безопасности
жизнедеятельности

Социально-бытовая
2
3
ориентировка
8 Домоводство
9 Технология
(сельскохозяйственный
10
10
труд, декоративноприкладной труд)
10 Адаптивная физкультура
2
2
Итого
28
29
Занятия по выбору образовательного учреждения
1 Изобразительная деятельность
2
2
2. Изучаем родной край (проектная
1
2
деятельность)
Итого:
3
4
7

Предельно допустимая учебная
нагрузка при 5-ти дневной учебной
неделе

Итого

Итого к финансированию

31

3
34

7

3
36

Всего

Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся
Основное направление обучения в данных классах является максимально возможная
социальная адаптация, вовлечение обучающегося в процесс социальной интеграции и
личностной самореализации.
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб,
элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной
успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних
собственных достижений).
Аттестация обучающихся производится по итогам четвертей в 7-9 классах, в 10-11
классах по полугодиям по пятибалльной системе оценок. Промежуточная аттестация в 711 классах осуществляется без прекращения образовательной деятельности в форме
контрольных и диагностических работ, собеседований, тестирования по учебным
предметам учебного плана.
Итоговый контроль предполагает выявление уровня овладения навыками:
самообслуживания; сельскохозяйственного и бытового труда, бытового общения, письма
и элементарного счёта, правильного поведения.
Для обучающихся 9, 11 класса проводится экзамен по технологии (содержание и форма
экзамена устанавливается индивидуально в соответствии с психофизическими
особенностями обучающегося и его реальными возможностями).
Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную
программу основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью со
сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016
года согласован с Советом родителей.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».