Программа развития на 2023-2027 гг..pdf

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ .........................................4
Раздел 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ........................................................5
Раздел 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И
ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ..............................................................................19
3.1. Анализ социального заказа, государственных и общественных
образовательных потребностей ...........................................................................19
3.2. SWOT-АНАЛИЗ потенциала развития образовательной
организации ...........................................................................................................20
Раздел 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ .......................................................24
4.1. Концептуальные основы преобразований ...................................................24
4.2. Приоритетные направления Программы развития .....................................26
4.3. Основные мероприятия по реализации программы ...................................27
Раздел 5. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ...................30
Раздел 6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ
В ГБОУ ЛО «ЛЕСОБИРЖСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» .........................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................33

2

ВВЕДЕНИЕ
Программа

развития

нормативно-управленческий

школы

документ,

представляет

характеризующий

собой
имеющиеся

достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления
обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации
кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и
инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии
эффективности, планируемые конечные результаты. Школа создаёт условия
для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,
коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для
получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к
самостоятельной жизни.
Программа помогает построить концепцию развития, наметить и
структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, а также
план действий и поэтапную их реализацию.
Предусматривается возможность корректировки Программы в ходе ее
реализации.

3

Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Научно методические Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
основы разработки 29.12.2012 г. №273-Ф3.
Программы
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП
2.4.3648-20 утвержденные постановлением главного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2018-2025 годы», утвержденная постановлением
Правительства РФ от 26.02.2017г.№1642
Государственная программа «Доступная среда» с изменениями и
дополнениями.
Приказ Минобрнауки России от19.12.2014 №1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года,
утвержденная
Распоряжением
Правительства
РФ
от
29.05.2015г.№996-р
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная Распоряжением правительства РФ от 04.09.2014г
Устав, локальные акты ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат».
Срок реализации
2023 - 2027гг.
программы
Цели программы
Создание единого образовательного пространства обеспечивающего
максимальное удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), усвоение ими социального и культурного опыта,
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Создание для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
тяжелыми и множественными нарушениями развития специальных
условий, способствующих; развитию личности, формированию общей
культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формированию необходимых для
самореализации и жизни в обществе практических представлений,
умений и навыков, позволяющих им достичь максимально возможной
самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Основные задачи
программы

Создание условий, обеспечивающие коррекционно - развивающее
сопровождение образовательного и воспитательного процессов.
Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Введение новых профилей, улучшение материально технической базы,
программно - методического обеспечения школы-интерната.
Оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным
представителям)
воспитывающим
ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья.
Повышения имиджа школы-интерната.

4

Прогнозируемый
результат

Этапы реализации
программы.
Исполнители
программы
Финансовое
обеспечение
программы

Согласование
программы и
контроль за её
исполнением

Современные качественные условия образовательного процесса,
безопасная и доступная образовательная среда.
Современные условия, формы и содержания разнообразной
внеурочной деятельности.
Информационно-психологическое
сопровождение
семьи,
воспитывающей
ребенка
со
снижением
интеллектуальной
деятельности.
Совершенствование профориентационной работы с обучающимися,
улучшение процесса адаптации выпускников в социуме.
Совершенствование профессиональной подготовки педагогических
кадров.
Организационный - 2023.г.
Основной этап - 2024-2026 г.г.
Обобщающий этап - 2027 г.
Педагогические работники, специалисты и медицинские работники
школы-интерната.
В реализации Программы участвуют также семьи воспитанников,
общественные и социальные партнёры ОО.
Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников
финансирования:
Областной бюджет;
Дополнительные привлечённые средства
Средства государственной программы «Развитие образования»
Контроль за исполнением Программы осуществляет Комитет общего и
профессионального образования Ленинградской области.

Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Краткая справка об истории образовательной организации
Школа открыла свои двери в 1959 году как восьмилетняя школа для
учащихся, проживающих в поселке Лесобиржа.
1 сентября 1988 года школе-интернату присвоен статус вспомогательной
школы решением Кингисеппского Горисполкома приказ №4 от 31 августа 1988
года. Принимались дети, проживающие в Кингисеппском районе с диагнозом
F- 70.
До 2006 года школа-интернат была муниципальным образовательным
учреждением. С 2006 года согласно приказу Комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области № 31 от 16 января
2006 года школа-интернат стала областным образовательным учреждением.
Комплектование школы-интерната осуществляется на основании областной
или районной ПМПК, обучаются дети со всей Ленинградской области с
диагнозом F-70 и F-71.
Общие сведения о школе-интернате
Наименование ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат,
реализующая адаптированные образовательные программы»
5

Юридический, фактический адрес: 188455, Ленинградская область,
Кингисеппский район, г. Кингисепп, микрорайон Лесобиржа, ул. Школьная, 30.
Телефон 8 (81375) 67343, 8 (81375) 45815 факс 8 (81375) 67343
Электронная почта lesobirga52@mail.ru сайт https://lsoshi.lenschool.ru/
Лицензия: № 015-21 от 11.02.2021 на право оказывать образовательные услуги
по реализации образовательных программ по уровням образования: начальное
общее, основное общее, дополнительное образование детей и взрослых.
Учредитель:
Комитет
общего
и профессионального образования
Ленинградской области.
Особенности и специфика образовательной организации.
Организация образовательной деятельности направлена на обеспечение
щадящего охранительного педагогического режима, на сохранение
физического, психического здоровья детей, создание благоприятных условий
для разностороннего развития личности.
Основой организации образовательного процесса в учреждении является
личностно-развивающий
характер
образования,
реализуемый
через
продуктивную деятельность каждого обучающегося в зоне его ближайшего
развития направленный на социализацию и адаптацию выпускников в социуме.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
определяются
адаптированными
основными
общеобразовательными
программами, детей-инвалидов - специальной индивидуальной программой
развития (СИПР) и индивидуальной программой реабилитации (ИПРА).
Основной целью деятельности образовательной организации является
реализация:
 Адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОО УО (вариант 1),
разработанная на основе ФГОС ОО УО Приказ от 19 декабря 2014 г. №
1599;
 Адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОО УО (вариант 1),
разработанная на основе ФГОС ОО УО Приказ от 19 декабря 2014 г. №
1599;
 Адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития ФГОС ОО УО (вариант 2),
разработанная на основе ФГОС ОО УО Приказ от 19 декабря 2014 г. №
1599;
 Адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми
и множественными нарушениями развития ФГОС ОО УО (вариант 2),
разработанная на основе ФГОС ОО УО Приказ от 19 декабря 2014 г. №
6









1599;
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучения детей с выраженным недоразвитием
интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами
аутистического
спектра,
с
нарушениями
опорно-двигательного аппарата), образовательные отношения с
которыми возникли до 01.09.2016 года;
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью,
образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года;
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, с
углублённой трудовой подготовкой, образовательные отношения с
которыми возникли до 01.09.2016 года;
Адаптированной
образовательной
программы
дополнительного
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Программой воспитания обучающихся ГБОУ ЛО "Лесобиржская
школа-интернат".

Так же к основным видам деятельности относятся:
 услуги по предоставлению психолого-педагогической, логопедической и
социальной помощи обучающимся, коррекции недостатков развития;
 медицинское обслуживание обучающихся: медико-педагогической
коррекция, лечебная физкультура;
 организация питания: учреждение обеспечивает 5-разовым бесплатным
питанием обучающихся, проживающих в интернате и бесплатным
трехразовым питанием иных обучающихся уезжающих домой
ежедневно.
Цели и задачи образовательной организации
 создание оптимальных условий для получения образования
необходимого для профессионального самоопределения, для включения
в трудовую деятельность и интеграцию в современном обществе
обучающихся;
 стимулирование развития у обучающихся достаточных гражданских и
нравственных качеств;
 создание модели коррекционно-развивающей среды, способствующей
социальной адаптации обучающихся;
 обеспечение достижения всеми обучающимися АООП;
 формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения,
умений трудиться, ставить цель, элементарно планировать, добиваться
достаточно высокого качества труда;
 создание условий благоприятных для укрепления физического,
нравственно психического здоровья детей, обучающихся в
школе-интернате;
7

 использование
наиболее
эффективных
профессиональной квалификации педагогов.

способов

повышения

Характеристика контингента обучающихся школы
В школе обучаются дети, имеющие легкую и умеренную умственную
отсталость (нарушение интеллекта). В настоящее время контингент
обучающихся школы-интерната постепенно изменяется, увеличивается
количество детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. Кроме того, состояние здоровья многих обучающихся
осложнено сопутствующими заболеваниями.
Сводная информация о контингенте и комплектовании образовательной
организации на 01.01.2023г.
Кол-во
Количество
классов
обучающихся
комплектов

18

137

Количество
обучающихся по
классам

1-4

5-9 10-11

65

54

18

Количество
выпускн
обучающихся инвалидов сирот
иков
на дому

21

88

9

20

Форма обучения
 очная
 индивидуальное обучение на дому.
Режим функционирования образовательной организации
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН
2.4.3648-20 и Уставом школы-интерната.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется
учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий.
Занятия в школе-интернате проходят в режиме 5-тидневной учебной
недели. Обучающиеся, интернатной группы находятся в школе-интернате с
понедельника по пятницу, на выходные, праздничные, каникулярные дни
уезжают домой.
Структура и наполняемость классов
В 2022-2023 учебном году организованно 18 классов из них:
9 классов начальной школы: - 2 класса для детей с легкой умственной
отсталостью по АООП НОО УО (ФГОС ОО УО вариант 1), 7 классов для детей
с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными
нарушениями развития по АООП НОО УО (ФГОС ОО УО вариант 2);
9 классов - основной школы: - 2 класса для детей с легкой умственной
отсталостью , 2 класса для детей с умеренной умственной отсталостью, 3 класса
для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми
множественными нарушениями развития, 2 класса углубленной трудовой
подготовки (10-11).
21 обучающийся находится на индивидуальном обучении на дому.
Наполняемость классов с легкой умственной отсталостью до 12 человек,
8

классы с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости
наполняемостью 5 человек.
Занятия проводятся в одну смену. Во второй половине дня работают
группы продленного дня.
Программное обеспечение образовательного процесса
Объем учебной нагрузки и полнота выполнения адаптированных основных
образовательных программ реализуется в соответствии с учебным планом и
психофизическим
состоянием
обучающихся.
Обучающиеся
по
общеобразовательным программам, осваивают обязательный минимум
образовательного стандарта.
№

1

2

Реализуемая
адаптированная
образовательная
программа

Учебные предметы, курсы,
дисциплины

Адаптированная
Русский язык
основная
Чтение Математика
общеобразовательная Речевая практика
программа начального Мир природы и человека
общего образования
Изобразительное искусство
обучающихся с
Ручной труд
умственной
Физическая культура
отсталостью
Музыка ЛФК Ритмика
(интеллектуальными
Логопедическая
нарушениями) ФГОС коррекция
ОО УО (вариант 1),
Психологическая
разработанная на основе коррекция
ФГОС ОО УО Приказ от
19 декабря 2014 г. №
1599
Адаптированная
Русский язык
основная
Чтение (Литературное чтение)
общеобразовательная Математика
программа основного Информатика Мир истории
общего образования
История Отечества География
обучающихся с
Природоведение
умственной
Биология Изобразительное
отсталостью
искусство Основы социальной
(интеллектуальными
жизни Музыка Профильный
нарушениями) ФГОС труд Физическая культура
ОО УО (вариант 1),
Ритмика Логопедическая
разработанная на основе коррекция Психологическая
ФГОС ОО УО Приказ от коррекция Занимательная
19 декабря 2014 г. №
история людей и вещей
1599
Хозяюшка

9

Численность
За счёт
обучающихся
бюджета
Нормативны
по
субъектов
й срок
реализуемым Российской
освоения
образовательн Федерации
ым
программам

26

26

4(5)лет

15

15

5 лет

3.

4.

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа начального
общего образования
обучающихся с
умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми и
множественными
нарушениями развития
ФГОС ОО УО (вариант
2 ), разработанная на
основе ФГОС ОО УО
Приказ от 19 декабря
2014 г. № 1599

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный
мир Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физкультура
Коррекционно-развивающие
занятия «Игра, игратерапия»
Сенсорное развитие
Предметно-практические
действия
Двигательное развитие
Альтернативная
коммуникация
Ритмика ЛФК
Внеурочная деятельность

Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа основного
общего образования
обучающихся с
умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжёлыми и
множественными
нарушениями развития
ФГОС ОО УО (вариант
2 ), разработанная на
основе ФГОС ОО УО
Приказ от 19 декабря
2014 г. № 1599

Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный
мир Профильный труд
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная физкультура
Коррекционно-развивающие
занятия «Сказкатерапия»
Сенсорное развитие
Предметно-практические
действия
Двигательное развитие
Альтернативная
коммуникация
Ритмика
ЛФК
Внеурочная деятельность

10

39

39

5 лет

17

17

5 лет

5.

6.

7.

Адаптированная
Развитие речи и окружающий
основная
мир Альтернативное чтение
общеобразовательная Графика и письмо
программа основного Математические
общего образования
представления и
обучения детей с
конструирование Музыка и
выраженным
движение Здоровье и основы
недоразвитием
безопасности
интеллекта (с
жизнедеятельности
умственной
Социально-бытовая
отсталостью, со
ориентировка Домоводство
сложными дефектами, с Технология
расстройствами
(хозяйственно-бытовой труд,
аутистического спектра, декоративно-прикладной
с нарушениями
труд) Адаптивная
опорно-двигательного физкультура Ритмика
аппарата),
ЛФК Развитие психомоторики
образовательные
и сенсорных процессов
отношения с которыми Логопедические занятия
возникли до 01.09.2016 Психокоррекционные занятия
года
Адаптированная
Русский язык Чтение
основная
Математика Мир истории
общеобразовательная История Отечества Этика
программа основного География Природоведение
общего образования для Естествознание
обучающихся с лёгкой ИЗО Домоводство
умственной
Музыка и пение (танец)
отсталостью,
Профильный труд
образовательные
Физкультура
отношения с которыми Человек и его среда (ОБЖ)
возникли до 01.09.2016 Ритмика Половое воспитание
года.
Секреты русского языка
Хозяюшка Основы
компьютерной грамотности
Логопедическая коррекция
Психологическая коррекция
Чтение Деловое и
Адаптированная
творческое письмо
основная
общеобразовательная (практикум)
Экономический
программа
практикум
основного общего
Этика Домоводство
образования с
История и культура родного
углублённой
края Человек и его среда
трудовой
(ОБЖ)
подготовкой,
Профильный труд
образовательные
Физкультура
отношения с
Психологический
которыми возникли до практикум по
профориентации
01.09.2016 года
Основы компьютерной
грамотности Основы правовой
грамоты Современное
Российское государство
Половое воспитание Культура
русской речи

11

19

19

7 лет

12

12

5 лет

9

9

2 года

Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объёме
реализовать учебный план. Обеспеченность учебной литературой по
реализуемым образовательным программам составляет 100 %.
Состояние книжного фонда:
Общий фонд библиотеки - 4426 экземпляров.
Из них:
Фонд художественной литературы - 4212 экз. Фонд учебной литературы 1250 экз.
В медиатеке - 1 компьютер.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
1.
1.1.
1.2.

1.3.
1.4.
2.
2.1
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3
3.4.
4.

Общая численность педагогических работников, в том
числе:
Численность работников, имеющих высшее
образование
Численность работников, имеющих высшее
образование педагогической направленности
(профиля)
Численность работников, имеющих среднее
профессиональное образование
Численность работников, получающих высшее
образование.
Численность педагогических работников, имеющих
квалификационную категорию:
высшая
первая
Численность педагогов, имеющих стаж
педагогической работы:
До 5 лет
Свыше 25 лет
Численность педагогических работников в возрасте до
30 лет
Численность педагогических работников в возрасте от
55 лет
Численность педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за последние
5 лет повышение квалификации/ профессиональную
переподготовку по профилю олигофренопедагогике
или иной осуществляемой в ОО деятельности.

60
51

85%

60

100%

9

15%

3

5%

40

66,6%

24
16

40%
26,6%

60

100%

21
18

35%
30%

3

5%

23

38,3%

60

100%

Методическое обеспечение образовательного процесса
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства
учителей, связующий в единое целое всю систему работы школы, является
методический совет. Структурные подразделения методического совета школы
- методические объединения они решают вопросы научно методического
обеспечения образовательного процесса. В школе функционируют 5
методических объединений: МО учителей, реализующих АООП с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), МО педагогов
реализующих ФГОС ОО УО (вариант 2 АООП), МО классных руководителей,
МО учителей индивидуального обучения на дому, МО воспитателей.
12

Главная цель организованной методической работы в школе-интернате:
непрерывное совершенствование квалификации педагога, содействие его
эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного
предмета) и методики его преподавания.
Воспитательная система школы.
Планируя и организуя воспитательный процесс в школе-интернате,
педагогический коллектив отчетливо представляет, что воспитание личности
ребенка с интеллектуальным дефектом требует комплексного планирования
всего воспитательного процесса, в котором использование разнообразных
приемов коррекционного воздействия должно сочетаться с непременным
соблюдением щадящего режима, санитарно-гигиенических, эстетических и
нравственных правил адаптации жизнедеятельности детского коллектива.
Вся воспитательная работа направлена на социализацию личности,
привитие практических умений, необходимых ребенку для дальнейшей жизни
в обществе.
Цель воспитательной работы: создание условий для личностного
развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2). Конкретизация
общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты,
которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях
образования.
Для достижения поставленной цели проводится последовательная работа
по инвариантным и вариативным модулям.
Инвариантная форма работы:
Модуль «Ключевые общешкольные дела». Ключевые дела - это главные
традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая
часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся
и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
Обучающиеся, под руководством педагогов активно участвует в конкурсах
различного уровня среди коррекционных школ:
 изобразительного искусства и прикладного творчества;
 музыкальных и литературных конкурсах;
 спортивных соревнованиях.
Модуль «Классное руководство». Согласно программам классных
13

руководителей осуществляют работу с классом классный руководитель,
воспитатель, тьютор:
-индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса;
-работу с учителями, преподающими в данном классе;
-работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Модуль «Внеурочная деятельность и дополнительное образование»
Внеурочная деятельность в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»
реализуется
по
программам
ФГОС
УО
по
5
направлениям
(спортивно-оздоровительное,
общекультурное,
духовно-нравственное,
общеинтеллектуальное, социальное). По каждому из направлений разработаны
рабочие программы в соответствии с возрастными, психофизическими и
личностными особенностями, согласно требованиям ФГОС УО (ИН).
Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью
внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями.
Каждый вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного
взаимодействия обучающихся в определѐнном аспекте, что в своей
совокупности положительно влияет на эффективность воспитания и обучения
детей. Программа внеурочной деятельности реализуется на школьных и
классных мероприятиях и занятиях в рамках рабочих программ по разным
направлениям внеурочной деятельности для обучающихся с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью 7 - 18 лет. Занятия проводятся в форме игры
(дидактической,
ролевой,
сенсорной,
предметной),
творческой
(изобразительной, музыкальной) деятельности, экскурсий, соревнований,
походов, бесед и др. Любая из этих форм обладает достаточно большим
воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога,
организующего свою работу в соответствии с ФГОС.
Дополнительное
образование
организуется
по
6
направлениям
(художественное,
физкультурно-спортивное,
туристко-краеведческое,
естественно-научное,
социально-гуманитарное,
техническое)
и
реализовывается во внеурочное время в рамках кружков и секций, для
обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Традиционно, в школе проводится большая работа по организации и
проведению
спортивно-массовых
и
физкультурно-оздоровительных
мероприятий,
спортивных
праздников,
конкурсов,
соревнований
составляющих основу воспитательной системы направленную на создание
ребенку реальных условий самоутверждения в наиболее значимых для него
сферах жизни, где наиболее полно раскрываются его способности и
возможности. В организацию и проведение вовлекается весь педагогический
коллектив школы, родители.
Модуль «Профориентация и трудовая подготовка». Модуль предполагает
формирование у обучающихся мотивов самореализации профессиональный
деятельности с учѐтом возможностей и интересов обучающихся согласна
требованию рынка труда и реализуется через следующие направления:
-дополнительное образование профессиональной направленности (участие в
общественно-полезном труде);
-диагностическое сопровождение;
14

-участие в конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии»;
-профессиональные пробы;
-профессиональное просвещение.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды». Окружающая ребенка
предметно-эстетическая среда ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ребенка,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
-оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
-размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга;
-картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с
разнообразием эстетического осмысления мира;
-фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и
т.п.);
-озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
-благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями воспитателями вместе со школьниками своих классов,
позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения педагогов со своими детьми.
Модуль «Профилактика и безопасность» предусматривает:
 организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогических работников в
области укрепления безопасности жизнедеятельности в школе,
профилактики правонарушений, девиаций;
 предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп
обучающихся;
 поддержка и профилактика расширения групп детей, семей
обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической
поддержки и сопровождения.
Под контролем Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних обучающихся школы и администрации находятся
дети, состоящие на внутришкольном учёте, состоящие на учёте в КДН и ОДН
проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении.
Коррекция поведения «трудных» обучающихся, склонных к правонарушениям,
осуществляется путем вовлечения их в общешкольные и классные творческие
дела, систему дополнительного образования.
15

Модуль «Социальное партнерство» предполагает усиление воспитательного
воздействия за счет ресурсов сетевого взаимодействия школы с организациями
района, города, области Сетевое взаимодействие школы с социальными
партнерами подразумевает:
 участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
мероприятий в рамках реализации программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы;
 участие представителей организаций-партнеров в проведении
внешкольных
мероприятий
соответствующей
тематической
направленности;
 проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
 совместную
работу
обучающихся
и
представителей
организаций-партнеров в области социального проектирования.
При реализации раздела «Социальное партнерство» школа сотрудничает:
 МБОУДО «ЦТР» г. Кингисепп;
 Оргкомитет Специальной олимпиады Ленинградской области;
 Кингисеппская детская библиотека;
 гончарная мастерская «Верес» г. Ивангород;
 ГБУ ДО «Центр Ладога»;
 Кингисеппский краеведческий музей.
 Участие в проекте «Школа жизни: ПаРус Мечты» в рамках гранта
Губернатора Ленинградской области.
Модуль «Взаимодействие с родителями».
Неотъемлемым компонентом организации работы с ребенком является его
семья.
Взаимодействие
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся со школой организуется в рамках работы
Совета
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся. В Совет родителей входят инициативные родители
обучающихся Школы (по одному человеку от каждого класса), которые
избираются общим открытым голосованием на первом классном родительском
собрании не позднее 31августа текущего учебного года.
Такая система взаимодействия школы с семьями обучающихся - одна из
наиболее значимых задач, так как семьи обучающихся с нарушением
интеллекта
зачастую
относятся
к
«группе
риска»:
неполные,
малообеспеченные, неблагополучные и т.д. Образовательный уровень
родителей и их профессиональный статус в такой семье обуславливают низкий
воспитательный потенциал. Такие семьи не способны самостоятельно решить
проблемы, возникающие при воспитании детей с ОВЗ, и им необходима
постоянная квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь
со стороны педагогического коллектива и социально-психологической службы
школы. По данным психологической службы школы достаточно высок процент
родителей неадекватно оценивающих психофизические возможности своих
детей. Это в свою очередь негативно сказывается на развитии, обучении и
воспитании.
16

Школа организует целенаправленную работу родителями (законными
представителями):
 педагогическое просвещение родителей через родительские собрания;
 индивидуальные и групповые консультации, родительский лекторий;
 включение родителей в образовательный процесс через дни открытых
дверей, приглашение на общешкольные мероприятия и праздники, через
демонстрацию личностных достижений учащихся;
 -привлечение родителей к подготовке и проведению совместных
мероприятий.
Вариативные формы работы:
Модуль «Школьный спортивный клуб». Модуль включает в себя знания,
установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся
всех возрастов. Модуль включает комплекс мероприятий по формированию
культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и
эмоциональному развитию ребенка, развитию интереса к физической культуре
и спорту, пропаганде здорового подвижного образа жизни и пропаганду
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Ключевые мероприятия: уроки физической культуры, работа школьного
спортивного клуба «КингАтлет», школьная спартакиада «Осенний марафон»
(праздничное открытие, спортивный праздник, старт спортивных мероприятий
в учебном году); уроки спорта, спортивные соревнования, классные часы по
«ОЗОЖ», сдача нормативов ФСК «ГТО», участие в районных и областных
соревнованиях, работа сети спортивных кружков и секций в школе в рамках
внеурочной деятельности, а также привлечение специалистов ДЮСШ для
работы спортивных секций на базе школы, товарищеские спортивные встречи.
Модуль «Школьный театр». Школьное театральное движение или сообщество
«Фантазеры» основано на применении театральной педагогики и хорошо
развитой системе музыкально-эстетического воспитания обучающихся в
школе. В Школьный театр «Фантазеры» входят:
 заместитель директора по воспитательной работе;
 педагоги дополнительного образования, педагоги и просто творчески
активные родители.
Модуль «Школьные медиа». Воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в рамках следующих форм деятельности:
 группа в социальных сетях ВК и Телеграмм с целью освещения
деятельности образовательной организации в информационном
пространстве;
 информационное освещение в СМИ (газеты «Восточный берег»,
«Время», телевидение ЯмТВ, ЛенТВ);
 информационное продвижения ценностей школы, освещение через
школьный сайт, наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций;
 школьная медиа-группа – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение
17

школьных праздников, конкурсов, спектаклей, дискотек.
Психологическая, логопедическая, коррекционная, медицинская служба.
В отличие от общеобразовательных школ ведущим компонентом в
образовательном процессе специальной коррекционной школы является
коррекционная работа.
Основные направления коррекционно-развивающей работы реализуются через
индивидуальные и групповые занятия:
 по речевому развитию, коррекции дефектов речи и письма с
учителем-логопедом;
 по развитию процессов памяти, внимания, мышления, воображения,
эмоционально-волевой сферы — с педагогом-психологом;
 на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с целью
коррекции нарушенных психических процессов и мелкой моторики,
вызванных психическими отклонениями;
 на занятиях лечебной физкультурой, ритмикой с целью коррекции
физических недостатков обучающихся.
Также, коррекционная работа проводится на каждом уроке: ставятся и
реализуются коррекционно-развивающие цели, которые способствуют
развитию и коррекции когнитивных процессов, развивают словарь и связную
коррекции недостатков личности, познавательной деятельности, а также
школьной и социальной адаптации детей и подростков с 1(д), 1 по 11 класс.
Создана и активно работает служба психолого-педагогического
сопровождения. Разработан пакет диагностических методик, рекомендаций
учителям и родителям, методики и технологии построения индивидуального
образовательного маршрута каждого ребёнка, при сохранении основ классно
урочной системы. В школе оказывается консультативная помощь родителям.
Обеспечивается особая организация образовательного пространства детей с
умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта организовано взаимодействие специалистов, участвующих в обучении и
воспитании обучающихся.
Психолого-педагогический консилиум позволяет педагогам объективнее
оценивать различные стороны обучения и поведения обучающихся,
объединить усилия всех лиц, заинтересованных в успешном обучении детей,
наметить программу индивидуального развития ученика или класса. Основная
деятельность
консилиума
направлена
на
обеспечение
психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе
детей.
Медицинское сопровождение по охране и укреплению здоровья
обучающихся обеспечивается медицинским персоналом. Регулярно
проводится вакцинация. С целью своевременного выявления проблем,
связанных со здоровьем и оказания обучающимся необходимой помощи
организуются ежегодные углубленные медицинские осмотры обучающихся
врачами-специалистами.
Медицинский персонал осуществляет мониторинг состояния здоровья
обучающихся. На основании медицинского мониторинга разрабатываются
рекомендации по оздоровлению обучающихся: по рациональному режиму дня,
18

объему двигательной активности, занятиям в разных группах по физической
культуре, рациональному питанию, оздоровительным процедурам (ЛФК).
Финансово-экономическое обеспечение.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
осуществляется
в
соответствии с п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации АООП в ГБОУ ЛО «Лесобиржская
школа-интернат»:
 обеспечивают государственные гарантии прав обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на
получение бесплатного общедоступного образования, включая
внеурочную деятельность;
 обеспечивают реализацию обязательной части АООП и части,
формируемой участниками образовательных отношений с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся;
 отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации
АООП и достижения планируемых результатов, а также механизм их
формирования.
Финансирование реализации АООП осуществляется в объеме определяемых
Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области
-нормативов обеспечения государственных заданий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Раздел 3. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
3.1. Анализ социального заказа, государственных и общественных
образовательных потребностей.
Современные тенденции в области образовательной политики влекут
изменения в системе специального образования, ориентируя на создание
равных возможностей в получении качественного образования и
удовлетворение АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи, направленные на достижение этой цели сформулированы в таких
основополагающих документах, как Конституция РФ, Закон РФ «Об
образовании», Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Концепция
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года,
Государственная программа РФ "Развитие образования" с изменениями и
дополнениями на 2018-2025 годы, ФГОС ОО УО для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, СанПиН 2.4.3648-20.
3.2. SWOT-АНАЛИЗ оценки потенциала образовательной организации.
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был
проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые
стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее
развития (внешние факторы).

19

Качество образовательного процесса
Оценка перспектив развития
Оценка актуального состояния внутреннего
школы-интерната в соответствии с
потенциала
изменениями
Благоприятные
Сильная сторона
Слабая сторона
Риски
возможности
Бесплатное
Невозможность
Статус
Неготовность
обеспечения всех
предоставление
государстве
социума к
желающих зачислить в
образовательных
нной
принятию людей
образовательную
услуг
образователь
с ментальными
организацию;
ной
нарушениями,
организации
инвалидностью
Инновационный опыт
Превышение
Демографическ Межведомствен
обучения детей с
нормативной
ий подъём,
ная
легкой и умеренной
наполняемости
увеличение
разобщённость
умственной
классов
числа рождений министерств,
отсталостью.
детей с
реализующих
ментальными
меры поддержки
нарушениями
людей с
инвалидностью
Положительная
Недостаточная
Рост спроса (со
Нецензовое
динамика
заинтересованность и
стороны
образование, риск
количественного
инициативность
социума) на
реорганизации,
состава
родителей
предоставление смена
обучающихся
образовательн
учредителя
ых услуг
Стабильность детского
контингента (основная
причина выбытия –
смена места
жительства)
Удовлетворённость
родителей качеством
образовательного
процесса (отсутствие
обоснованных жалоб)

Недостаточность
материально-техническо
й базы для реализации
игровых технологий,
организации
предметно-практической
деятельности

Отсутствие
конкурентов в г.
Кингисеппе
предоставляющ
их бесплатные
образовательн
ые услуги детям с
умеренной,
тяжёлой ум.
отст., ТМНР

Кадровые условия
Психолого-педагогическое сопровождение
Высокий процент
Текучесть
Изменения в
работников, имеющих
педагогических
российском
высшую и первую
кадров
законодательстве
квалификационную
(разработка и
категории
принятие
профессиональных
стандартов)

20

Отсутствие в
регионе проф.
подготовки
специалистов для
работы с детьми,
имеющими
ТМНР, РАС.

Высокий процент
педагогических
работников,
занимающихся
инновационной
деятельностью
(разработка
учебно-методического
обеспечения)
Обобщение и
презентация опыта
работы на федеральном,
региональном уровнях,
участие в конкурсах
профессионального
мастерства.
Непрерывность
повышения
квалификации.

Около 30%
педагогического
состава
предпенсионног
о и пенсионного
возраста;
Острая
необходимость в
специалистах,
осуществляющих
психолого-педаг
огическое
сопровождение
(педагог-психолог,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог,
тьютор,
воспитатель).

Популяризация
профессии
Педагога
Финансовая
самостоятельность
образовательной
организации

Материально-технические условия
Здание
старой Финансовая
постройки,
все поддержка школы за
счет включения в
коммуникации
различные адресные
устарели.
программы
Имеется
Отопление и горячее Улучшение
материальной базы
доступная среда
водоснабжение
мастерских
обеспечивает
угольная
школьная профильного труда
котельная устаревшей
модификации
Созданы условия Проблемы с доставкой Имеется проект для
для безопасного обучающихся
на строительства новой
пребывания
учебу.
современной школы.
обучающихся в
ОО.
Обеспечение
Имеющая
техника
школы-интерната быстро
устаревает,
транспортом для
требуются
перевозки детей
материальные затраты
Имеется проект для
на её модернизацию и
строительства новой
обслуживание
современной школы.
Изменения
в
экономической
политике государства
в области образования
Финансово-экономические условия (ресурсы)
Функционирован Отсутствие
Финансовая
ие школы на возможности
самостоятельность
основание
оперативно
образовательной
государственного оплачивать
организации
задания- гарантия непредвиденные
стабильного
расходы
финансирования
Здание полностью
приспособлено
для
обучения
детей с ОВЗ

21

Высокая
стоимость курсов
переподготовки
специалистов.
Недостаточност
ь компетенций
по обучению и
сопровождению
детей с РАС

Увеличение
контингента за
пределы проектной
мощности здания
Недостаточное
финансирование для
внедрения всех
необходимых
требований ФГОС
Условия здания не
позволяют
соблюдать
САНПиН
Отсутствие чётких
требований по
выделению средств ,
что делает
невозможным
долгосрочное
планирование

Длительный срок
согласования
финансовых
документов, как
следствие,
изменения цен на
оборудование,
услуги, потребности.

Воспитательная работа
Факторы,
Оценка внутреннего потенциала
Оценка перспектив развития
обеспечивающи
Сильные
Слабые
Благоприятные
Угрозы, риски
е развитие
стороны
стороны
возможности
школы
Высококвалиф Инертность
Повышение
Недостаточная
Кадровое
ицированный,
некоторых
квалификации
эффетивность
обеспечение
опытный
воспитателей в воспитателей,
качества
педагогически принятии
классных
повышения
й коллектив
новых
руководителей квалификации
технологий.
на разных
Эмоционально уровнях.
е выгорание в
Внедрение
связи с
различных
увеличением
форм повыш.
объема работы. квалификации,
в том числе
самообразован
ие
Имеется
Возможные
Регулярное
Наличие семей
Качество
определенная
проблемы
повышение
из «группы
воспитания
система
психологоквалификации. риска»,
воспитательно педагогическог Расширение
состоящих на
й работы.
о,
связи с
учёте в КДН, в
Положительна медицинского
общественност органах опеки и
я динамика
и социального
ью, поиск
попечительства,
уровня
характера у
социальных
неполных семей,
воспитанности. обучающихся.
партнёров
приемных семей.
Отсутствие
Перегрузка
школы.
обоснованных классных
Введение
жалоб со
руководителей, разнообразных
стороны
воспитателей.
инновационны
родителей
х
(законных
педагогических
представителе
технологий,
й)
форм и методов
обучающихся
работы.
Разнообразные Низкая
Активность и
Социальные
Социально вовлеченность желание
изменения ,
педагогически формы
сотрудничеств части
родителей
приводящие к
й портрет
а с родителями. родителей в
взаимодейство новым
родителей
образовательн
вать со школой проблемам
(законных
ый процесс,
взаимодействия с
представител
обусловленная
родителями, как
ей)
несформирован
социальными
ность у них
партнерами
компетенции
ответственного
родительства.
Удаленность
Возможность
Незаинтересован
Внешние связи Наличие
социального
школы от
выстраивать
ность возможных
партнерства в
города
сотрудничество партнеров.
образовательно
с
Недостаточная
м
предприятиями Эффективность
пространстве.
культурными
взаимодействия
22

объектами,
расположенны
ми в
Санкт-Петербу
рге и ЛО
Привлечение
специалистов
дополнительно
го образования.
Организация
курсов для
данной
категории
педагогов.

с учреждениями
образования.

В
Расширение
Дополнительн В школе, в
рамках
образовательно
межсетевого
ое образование
дополнительно й организации
взаимодействия с
го образования мало
учреждениями
дополнительного
функционирую специалистов
образования и
т 18 программ дополнительно
культуры
дополнительно го образования
го образования
по
направлениям
художественно
е, социально гуманитарное,
физкультурноспортивное,
туристико-крае
ведческое,
естественно-на
учное,
техническое
Охрана и укрепление здоровья обучающихся
Оценка актуального состояния
Оценка перспектив развития
внутреннего потенциала
школы-интерната в соответствии с
изменениями
Благоприятные
Сильные стороны
Слабые стороны
Риски
возможности
Отсутствие в штате Территориальное
Наличие медицинской
Отсутствие договора
врач-педиатра,
расположение ОО
лицензии.
с медучреждениями
врача-психиатра
позволяет
города по
оказывать
обслуживанию
контингента
обучающимся
обучающихся,
услуги медицинск.
отсутствие
характера, как
заинтересованности
углубленный
в обслуживании
осмотр
наших
специалистами
обучающихся.
детской ЦРБ
Разрозненность
Медицинская
Территориальная
Возможность
ведомств.
деятельность в
разрозненность
организации
образовательном
учреждения, что
сетевого
Периоды
Карантинов по ковиду
учреждении не
затрудняет
взаимодействия с
наносит ущерба
эффективное
другими
здоровью
использование
образовательными
обучающихся. В нем имеющейся базы.
учреждениями,
медицинским
они защищены от
высокая пропускная
учреждениями.
негативных влияний
система проведения,
внешней среды.
плотность
проведения
ежегодной
диспансеризации, что
23

приводит к дополнит.
психо-эмоциональной
нагрузке детей, отказу
родителей от участия
детей в медицинском
обследовании

Итогом SWOT-анализа потенциала развития образовательной
организации является вывод, что в настоящее время школа-интернат
располагает
сложившейся
системой
психолого-педагогического
сопровождения и современного обучения, предлагающей обучающимся
индивидуально-групповые формы образования; позволяющей обеспечить
доступность образования.
При этом выявленные проблемы предполагают создание новой
концептуальной основы для управления качеством образования и
эффективного развития школы в соответствии с требованиями современного
законодательства и социального заказа.
Раздел 4. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
4.1. Концептуальная модель замысла развития
Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе
является право каждого на образование, которое гарантируется основными
нормативно-правовыми актами государства.
Вопросы гарантий государства и реализации прав граждан на образование
раскрыто в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. В части 5 статьи 5 «Право на образование.
Государственные гарантии реализации права на образование в Российской
Федерации» указанно: «В целях реализации права каждого человека на
образование
федеральными
государственными
органами,
органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления: создаются необходимые условия для получения без
дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени
способствующие получению определенного уровня и определенной
направленности, а так же социальному развитию этих лиц, в том числе
посредством инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья».
Реализация
цели
доступности
качественного
образования
соответствующего требованиям инновационного развития экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает
решение приоритетных задач, к которым можно отнести:
 обеспечение инновационного характера образования, в частности, путем
обеспечения компетентностного подхода на основе практических умений
обучающихся;
 обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в
24

соответствии с задачами инновационного развития;
 модернизацию образовательной организации, как инструмента
социального развития, включающегося, в том числе, создание
образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного
образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
В связи с введением ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предъявляются новые
требования к образовательным организациям реализующие адаптированные
основные общеобразовательные программы:
 это школа, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с
умственной отсталостью, детей - инвалидов;
 это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к
инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологи и
особенности развития школьника, чуткие и внимательные к интересам
школьника;
 это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так
и с учреждениями культуры, здравоохранения, досуга, спорта, другими
организациями социальной сферы что имеет особое значение для
социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
 это современные условия материально - технические условия реализации
образовательных программ, которые включают: безбарьерную среду для
всех обучающихся, современное учебное оборудование, учебники и
учебные
пособия,
соответствующие
специфики
развития
образовательным возможностям разных групп, условия для занятий
творчеством и спортом.
В основе Программы развития школы заложены следующие принципы:
1.
Принцип индивидуального подхода в реализации образовательных,
воспитательных и коррекционных задач.
2.
Принцип формирования знаний учащихся с учетом жизненной
необходимости и практической значимости.
3.
Принцип
вариативности
построения
образовательного
пространства школы.
4.
Принцип взаимодействия специалистов и родителей (законных
представителей)
обучающихся,
как
равноправных
участников
образовательного процесса.
5.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности.
6.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности.
7.
Принцип социальной мотивации.
Образовательное пространство, построенное на вышеперечисленных
принципах, сориентировано на личность ребенка: развитие его способностей и
внутреннего духовного мира, сохранение и укрепление его здоровья, на
открытое сотрудничество педагогов и учеников, педагогов и родителей.
Настоящая
концепция ГБОУ
«Лесобиржская
школа-интернат»
ориентируется на аксиологическую основу образовательной деятельности и
формирует миссию школы — «Развитие и реализация потенциальных
25

возможностей обучающихся школы, их реабилитация и социальная адаптация к
жизни в обществе, овладение достойной профессией и конкурентоспособность
на рынке труда».
Выполняя социальный заказ, школа-интернат делает упор на подготовку и
социализацию выпускника с проблемами в интеллектуальной деятельности.
Модель
выпускника
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями):
Профессиональная подготовка:
 Относится к труду как к жизненной необходимости;
 Готов к самоутверждению, самореализации через творческую и
трудовую деятельность;
 Обладает достаточными знаниями и умениями, чтобы справляться с
профессиональными обязанностями на высоком уровне;
 Способен совершенствовать свои профессиональные навыки.
Социализация.
 Соблюдает нравственные, этические и правовые нормы общества, в
котором живет;
 Сформирована гражданская позиция - чувства долга, национальной
гордости и патриотизма, уважение к государственной культуре и
традициям;
 Способен сделать самостоятельный выбор и нести за него
ответственность;
 Способен самостоятельно общаться и взаимодействовать с другими
людьми, общественными и государственными организациями;
 Обладает необходимыми житейскими навыками, способен к
осознанному самоограничению;
 Заботится о своём здоровье.
Обучающиеся
с
умеренной
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к концу обучения в школе должны
овладеть:
 необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с
окружающими;
 уметь ориентироваться в окружающей действительности;
 соблюдать общепринятые нормы поведения;
 владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на
поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения
информации;
 овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены,
простейшими навыками ведения домашнего хозяйства;
 овладеть несложными видами производительного труда.
4.2. Приоритетные направления Программы развития.
Методологической основой разработки Программы является теория
социально-педагогического проектирования основных направлений развития
Учреждения, которая позволяет рассматривать образовательную организацию
как субъект своего развития, целостный организм, развивающийся во
26

взаимодействии с постоянно изменяющейся средой.
В процессе реализации программы развития образовательного учреждения
выбраны приоритетными следующие направления:
1.
Расширение вариативности в обучении, воспитании детей с
интеллектуальными нарушениями.
2.
Совершенствование образования, внедрение ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Введение новых механизмов управления качеством образования.
3.
Развитие форм и направлений профессионально-трудовой
подготовки и профориентации учащихся.
4.
Создание системы сотрудничества школы и семьи по проблеме
качества обучения и социализации учащихся, повышение роли родителей в их
воспитании.
5.
Совершенствование кадрового потенциала образовательного
учреждения (с учетом необходимости обучения и сопровождения,
обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР и РАС).
6.
Совершенствование инфраструктуры, материально- технической
базы ОУ.
4.3. Основные мероприятия по реализации программы
№
Направления
Сроки
Исполнители
1. Расширение вариативности в обучении, воспитании детей с интеллектуальными
нарушениями
1.1.
Ранняя диагностика и пропедевтика в рамках
2023-2027
Администрация
работы, подготовительного класса
школы
Пролонгированный переходный период для
В течении
Администрация
отдельных категорий детей на базе школьной ППк всего
школы, рук.
периода
ПМПК
1.3.
Создание специальных условий, направленных на В течении
Администрация
социализацию детей с умеренной умственной
всего
школы
отсталостью (индивидуальное обучение) через
периода
посещения отдельных уроков в школе
1.4.
Усовершенствование тьютерского
2023-2025
Администрация
сопровождения в классы для детей с умеренной
школы
умственной отсталостью, ТМНР и РАС
1.5.
Осуществление взаимодействия с дошкольными В течении
Администрация
общеобразовательными учреждениями через
всего периода школы
районный ПМПК
1.6.
Заключение договоров о социальном партнерстве В течении
Администрация
с организациями дополнительного образования, всего периода школы
профессиональными образовательными
организациями в целях реализации внеурочной
деятельности обучающихся.
2. Совершенствование ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Введение новых механизмов управления
качеством образования.
2.1.
Реализация нормативно правовой базы школы с В течении
Заместитель
учетом ФГОС НОО УО и ФГОС ООО УО.
всего
директора по УР
периода
1.2.

27

Ежегодное уточнение и конкретизация
содержательной части АООП

Заместитель
директора по УР

2.4.

Использование в образовательном процессе
современных педагогических технологий

Педагогбиблиотекарь
Руководители
МО

5.1.

Реализация мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся.

5.2.

Создание условий для реализации программы
2023-2025
профессионально трудового обучения по
профилям: малярно-штукатурное дело, ПГС, ДПТ
и хозяйственно-бытовой труд.

2.2.

2.3.

В течении
всего
периода
Создание информационно библиотечного центра 2024-2026

В течении
всего
периода
2.5.
Усовершенствование в образовательный процесс В течении
Заместитель
информационных технологий
всего
директора по УР
периода
3. Разработка системы комплексного анализа и оценки качества образовательного
процесса
3.1.
Проведение мониторингов удовлетворенности
2023, 2025,
Заместитель
родителей, обучающихся качеством оказания
2027 гг
директора по УР
образовательной услуги
3.2.
Организация электронного документооборота
2023
Администрация
школы
3.3.
Определение технологий и процедур
2023-2024
Администрация
мониторинга, обобщения и экспертизы
школы
образовательной деятельности
3.4.
Организация и проведение мониторинга
В течении
Заместитель
Эффективности введения ФГОС, личностных
всего периода директора по УР
достижений обучающихся.
3.5.
Проведение мониторингов готовности
ежегодно
педагог-психолог
обучающихся 9 и 11 классов к выбору
профессиональной траектории
4. Сотрудничество школы и семьи по проблеме качества обучения и социализации
учащихся, повышение роли родителей в их воспитании в коррекционной школе.
4.1.
Оказания консультативной
В течение
Руководитель
психолого-педагогической помощи семьям,
всего периода ППк,
воспитывающим детей с ограниченными
педагогвозможностями здоровья
психолог
4.2.
Формирование партнерских отношений между
В течении
Администрация
родителями и педагогами, организация участия всего периода школы
родительской общественности в жизни
школы-интерната.
4.3.
Реализация программ сотрудничества с семьей
В течении
Классные
обучающегося в соответствии с ФГОС.
всего периода руководители
5. Развитие форм и направлений профессионально-трудовой подготовки и
профориентации обучающихся.

28

В течении
Заместитель
всего периода директора по УР
Учителя
профиля

5.3.

5.4.

5.5..

6.1.

6.2.
6.3.

6.4.

6.5.

Разработка и внедрение программ
2024-2027
профессионально-трудового обучения для
обучающихся легкой умственной отсталости:
«Художественный труд», «Гончарное дело ,
«Столярное дело», «Цветоводство и декоративное
садоводство».
Разработка и внедрение программы трудового
2024-2027
обучения «Керамика», «Батик», «Шитье ручное»,
«Художественный труд», «Растениеводство»
«Полиграфия» для обучающихся с умеренной
умственной отсталостью
Обучение школьников практическому
ежегодно
применению трудовых навыков

Реализация проекта по строительству новой
современной школы-интерната на 200 мест

7.2.

Усовершенствование материально- технической В течении
базы производственные мастерские, кабинета
всего периода
домоводства, коррекционно-развивающего
обучения.
Обеспечение учебниками, методическими
2024-2026
пособиями, другими методическими ресурсами в
соответствии с требованиями ФГОС. Обеспечение
учебного процесса ресурсами и учебным
оборудованием в соответствии с требованиями
СанПиН 2.4.3648-20
Создание безбарьерной (доступной) среды для
В течении
детей-инвалидов
всего периода

7.4.

Учителя
профиля

учитель профиля

6. Совершенствование кадрового потенциала образовательного учреждения
Обеспечение непрерывности, персонификации и В течении
Заместители
актуальности повышения квалификации
всего периода директора по УР и
педагогических работников.
ВР
Участие педагогов в профессиональных
В течении
Руководители
конкурсах.
всего периода МО
Организация стажировочных курсов для
По запросу
Заместители
педагогов образовательных учреждений,
директора по УР и
заинтересованных в инновационном опыте
ВР
учреждения.
Обеспечение открытости образовательной и
В течении
Администратор
инновационной деятельности через ее описание на всего периода сайта
Интернет-сайте учреждения
Участие в форумах, конференциях, круглых
В течении
Администрация
столах и т.п. мероприятиях различных уровней по всего периода школы
направлению деятельности учреждения.
7. Совершенствование инфраструктуры, материально- технической базы
образовательной организации

7.1.

7.3.

Учителя
профиля

29

2024-2026

Программа
«Развитие
образования»
Государственная
программа
«Доступная
среда»
Бюджетные
средства

Государственная
программа
«Доступная
среда»

Раздел 5. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Целевые показатели, индикаторы Значения показателя по годам (число/%)
2023
2024
2025 2026
2027

Целостная образовательная среда, обеспечивающая доступное качественное
образование, и комплексное сопровождение детей с легкой, умеренной, тяжёлой,
глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями
развития, расстройствами аутистического спектра и их семей, отвечающая
требованиям
ФГОС
образования
обучающихся
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1,2 варианты), ФГОС НОО образования
обучающихся с РАС (вариант 8.4.).
-доля классов, реализующих ФГОС
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
18/22
19/27
20/36
22/40
28/42
нарушениями) вариант 1 от общего их
числа
- доля классов, реализующих ФГОС
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
18/55
19/58
20/60
22/62
28/64
нарушениями) вариант 2 от общего их
числа
- доля классов, реализующих ФГОС
НОО образования обучающихся с РАС
(вариант 8.4) от общего их числа
Доля обучающихся, осваивающих
ИОП от общего их числа
Доля обучающихся, осваивающих
СИПР (2вариант) от общего их числа
Доля обучающихся, осваивающих
СИПР (вариант 8.4) от общего их
числа
Доля обучающихся, получающих
тьюторское сопровождение от общего
их числа

18/0

19/0

20/5

22/9

28/14

137/4

142/4

150/5

175/6

200/7

137/40

142/42

150/44

175/45

200/46

137/0

142/1

150/2

175/3

200/5

137/51

142/53

150/54

175/59

200/62

Привлекательный имидж школы- интерната
- динамика численности обучающихся
137
142
150
175
200
Число вакантных мест для приема
5
5
8
25
25
Количество обращений (заявлений) о
17
22
30
42
50
приеме
Повышение качества образования, подтвержденное результатами мониторинга
индивидуальных образовательных достижений
-доля обучающихся, выполнивших
итоговые работы самостоятельно и
137/36
142/37 150/39 175/42 200/48
или под контролем (достаточный,
средний уровень) от общего их числа
- доля обучающихся, освоивших в
полном объеме рабочие программы
100
100
100
100
100
АООП вариант 1 от общего их числа
- доля обучающихся, освоивших
СИПР в полном объеме от общего их
100
100
100
100
100
числа
30

Рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного
процесса
- доля обучающихся, вовлечённых в
137/84
142/90
150/100
175/100
200/100
исследовательскую, проектную
деятельность от общего их числа
- доля обучающихся, участников,
победителей и призеров спортивных
137/18
142/20 150/20 175/25 200/30
соревнований от общего их числа
- доля обучающихся, участников,
победителей и призеров творческих
137/17
142/22 150/25 175/27 200/35
конкурсов от общего их числа
доля
педагогов,
участников,
призеров, победителей конкурсов
60/0
60/0
65/2
70/4
95/7
педагогического мастерства от общего
их числа
Совершенствование кадрового потенциала, кадровая укомплектованность
- доля педагогов, квалификация которых
соответствует профилю школы-интерната
100
100
100
100
100
от общего их числа;
- доля педагогов, прошедших курсы
повышения
квалификации
в
100
100
100
100
100
соответствии с требованиями ФГОС
(1, 2 вариант) от общего их числа
- доля педагогов прошедших курсы
повышения
квалификации
в
25
50
75
100
100
соответствии с требованиями ФГОС
(вариант 8.4) от общего их числа
доля
педагогов-участников
инновационных площадок различного
0
0
0
65
90
уровня от общего их числа
- число вакансий
0
0
0
0
0
Информационная открытость, обеспечение свободного доступа родителей (законных
представителей) к информации о работе школы-интерната, а так же предоставление
возможности повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах обучения, развития и воспитания детей с использованием информационной среды
школы-интерната; развитие экономической самостоятельности школы-интерната
удовлетворенность
родителей
качеством
обучения
(количество
0
0
0
0
0
обоснованных жалоб) кол-во
- показатель посещаемости сайта
35
45
68
93
100
образовательной организации %
Численность обучающихся на одного
2,3
2,3
2,4
2,5
2,5
учителя
Средняя наполняемость классов
5/12
5/12
5/12
5/12
5/12
Укрепление материально-технической базы.
-создание
условий
проживания
30
40
50
150
150
обучающихся от общего их числа
Организация воспитательного процесса
- доля обучающихся, задействованных
в
системе
дополнительного
137/47
142/50 150/52 175/55 200/60
образования
- доля обучающихся, задействованных
137/17
142/20 150/25 175/28 200/37
в
системе
дополнительного
31

образования
(межсетевое
взаимодействие)
- доля обучающихся, включенных в
137/84
142/90
150/100
проектную деятельность
Доля
обучающихся,
охваченных
доступной,
удовлетворяющей
100
100
100
потребностям,
внеурочной
деятельностью
Расширение партнерских отношений
Доля
родителей
(законных
представителей),
включенных
в
различные
формы
активного
45
50
55
взаимодействия в решении текущих
проблем, участие в общешкольных
мероприятиях и т.д.от общего числа
- количество партнеров социума
(учреждений,
организаций,
физических лиц), участников в
5
5
6
реализации
воспитательных
и
дополнительных
программах
школы-интерната

175/100

200/100

100

100

65

70

7

8

* Показатели с учетом построенной школы-интерната и пущенной в строй с
2026 года.
Раздел 6. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ГБОУ ЛО «ЛЕСОБИРЖСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Схема иерархии деятельности организационных структур, формы и сроки
отчётности.
1. Управление по реализации Программы осуществляют:
 педагогический совет;
 администрация школы;
 методические объединения;
 совет родителей
2.Внутренний
мониторинг
проводит
администрация
и
социально-психологическая служба. Результаты обсуждаются один раз в год.
3. Итоги выполнения, внесения коррективов Программы рассматриваются на
заседаниях педагогического совета школы-интерната.
4. Директор несёт ответственность за ход и конечные результаты реализации
программы развития, определяет формы и методы управления реализацией
программы развития.
5. Информация о ходе реализации Программы в целом и отдельных
подпрограмм ежегодно представляется директором на заседании
педагогического совета школы-интерната и родительской общественности
посредством размещения отчёта на сайте.
6. В декабре 2027 года формируется аналитический отчёт о выполнении Программы
развития ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на 2023-2027гг.

32

Заключение
Стратегической задачей школы является изменение подходов к
организационному, кадровому, материально-техническому, методическому
обеспечению профессиональной подготовки обучающихся с умственной
отсталостью разной степени выраженности, с интеллектуальными
нарушениями на фоне сенсорных дефектов, двигательных нарушений и других
нарушений.
Все
стратегические
задачи
предполагают
использование
дифференцированного подхода в изучении многообразия проявления
нарушений психофизического и личностного развития обучающихся с
умственной отсталостью с разной степенью выраженности и/ или сочетания
умственной отсталости с другими нарушениями, обоснование особых
образовательных
потребностей
в
ходе
отбора
дополнительных
общеразвивающих программ и программ профессионального обучения.
В ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат», наряду с другими
школами Ленинградской области, накоплен богатейший практический опыт
организации социально-культурной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью средствами дополнительного образования, профессиональной
подготовки обучающихся, включение в социокультурное пространство и
профессиональную деятельность Кингисеппского района. Школа имеет опыт:
профессиональной подготовки обучающихся; включения в трудовые
коллективы; осуществления преемственности с профессиональными
образовательными организациями Ленинградской области; активного
привлечения волонтерского движения. В условиях проходящих реформ
освоение профессий социально уязвимой категорией граждан с разной
степенью умственной отсталости, с тяжелыми и множественными
нарушениями развития, отвечающей запросам рынка труда, остается
приоритетной стратегической региональной задачей.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».