Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития вариант 2. Разработан и принят решением педагогического совета ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» Протокол № 1 от 29.08.2024г. с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся протокол № 1 от 02.09.2024г. Утвержден Приказ № 75 осн./деят. от 02.09.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, вариант 2. Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2024/2025 учебный год г. Кингисепп 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану на2024 – 2025 учебный год (извлечение из АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, раздел 4.2.) Учебный план-документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 (далее–ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями). 3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающих с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. №1026. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка осуществления и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок осуществления и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2022г.). 6. Методические рекомендации «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024/2025 учебном году» Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. 7. Приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП2.4.3648-20). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 N 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические 2 требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года). 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями). Режим функционирования образовательного учреждения. Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком, принятым решением педагогического совета с учетом мнения Совета родителей. Учебный план ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на 2024/2025 учебный год является частью адаптированной основной образовательной программы для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, обеспечивает выполнение требований к организации образовательной деятельности и режиму дня, установленных СП2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, СанПиН1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и предусматривает: 13-летний срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОО УО (ИН) и ФАООП УО (ИН) вариант 2 –для II, I–IV, V-IX, X-XII классов. Продолжительность учебного года составляет: в II, I–IV классах-33 учебные недели (с целью профилактики переутомления); в V-XII классах – 34 учебные недели. Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается 2 сентября 2024 года. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, недолжно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Классы Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) I1,I II III IV V VI 21 23 23 23 29 30 VII VIII 30 30 IX X XI XII 30 30 30 30 В предельно допустимую учебную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-1). Учебные занятия проводятся в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Начало занятий в 9 часов 00 минут. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий для одного обучающегося не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – 35-40 минут. 3 Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и СИПР самостоятельно определяет ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» и закрепляет в расписании уроков, курсов внеурочной деятельности. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает: для обучающихся 11-1 класса (второго года) обучения – 4 урока, один день в неделю 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся II-IV классов–не более 5 уроков, один день в неделю 6 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся V-XI классов–не более 6 уроков. Обучение в 11, 1 классах осуществляется с соблюдением следующих требований: обучение в первом полугодии: Сентябрь, октябрь - 4 урока: 1, 2, 4 уроки по 25 минут; 3 урок -30 минут. Ноябрь, декабрь - 4 урока по 35 минут. обучение во втором полугодии: январь – май – 4 урока по 35 минут. В сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок могут проводиться в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, развивающие игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие движения обучающихся и снятие статического напряжения. Для всех обучающихся II, I–IV, V- IX, X-XI классов после 3 урока организована динамическая перемена (не менее 20-25 минут), а в середине учебного дня организована динамическая пауза (не менее 30 минут). Обучение проводится без балльного оценивания знаний. Дополнительные недельные каникулы с целью переутомления обучающихся для II, I–IV классах в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Продолжительность урока во II–IV, V- IX, X-XI классах составляет 40 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками – не менее 10-15 минут каждая. Расписание звонков. для II, I – классов (сентябрь-октябрь) Урок Время Продолжительность перемены 1урок 09.00 – 09.25. 2урок 09.50. – 10.15 3урок 10.40 – 11.10 4урок 11.40 – 12.05 5урок 12.30 – 13.05 6 урок 13.25 – 14.00 7 урок 14.15-14.55 *динамическая перемена. 25 мин 25 мин 30 мин* 25мин 20 мин 15 мин. - 4 Для II, I – классов (ноябрь-май). Урок Время Продолжительность перемены 1урок 09.00 – 09.35. 2урок 09.50 – 10.25. 3урок 10.40 – 11.15. 4урок 11.40 – 12.15. 5урок 12.30 – 13.05. 6урок 13.25. -14.00. 7урок 14.15. -14.55. *динамическая перемена. Урок 15 мин 15 мин 25 мин* 25 мин 20 мин 15 мин. - для II–IV, V-I, X-XII классов. Время Продолжительность перемены 1урок 09.00 – 09.40. 2урок 09.50 – 10.30. 3урок 10.40 – 11.20. 4урок 11.40 – 12.20. 5урок 12.35 – 13.15. 6урок 13.30. -14.10. 7урок 14.25. -15.05. *динамическая перемена. 10 мин 10 мин 20 мин* 15 мин 15 мин 15 мин. - Обучение проводится без домашних заданий. Изучение учебных предметов федерального и регионального компонента организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень (Приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»). Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации. 5 Особенности учебного плана. Учебный план образовательных учреждений, реализующих АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития вариант 2 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта и ФАООП, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, составит структуру предметных областей, учебных предметов по годам обучения. Учебный план состоит из двух частей: I–обязательная часть, включает: образовательные области, представленные десятью учебными предметами. С 1 сентября 2024 года в учебные планы внесены изменения в предметной области «Технологии». Названия учебного предмета «Профильный труд» изменено на «Труд (технология)». (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163). II–часть, формируемая участниками образовательных отношений. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599), и ФАООП УО (ИН) (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. №1026), решением Совета родителей (протокол № 1 от 01.09.2023) и Педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2023) ГБОУ ЛО «Лесобиржская школаинтернат» предусматривается увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов: в 1(доп.), 1, 2 классах на учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» - 1 час в неделю, в 3 и 4 классах – по 2 часа в неделю, в 5-12 классах – по 1 часу в неделю; в 1 доп., 1 - 9 классах на учебный предмет «Математические представления» - по 2 часа в неделю, в 10-12 классах – по 1 часу в неделю; во 2 классе на учебный предмет «Домоводство» - по 2 часа в неделю, в 3 и 4 классах по 1 часу в неделю; в 1(доп.), 1-9 классах на учебный предмет «Окружающий социальный мир» - по 1 часу в неделю; в 6-12 классах на учебный предмет «Человек» - по 1 часу в неделю; в 6-12 классах на учебный предмет «Адаптивная физкультура» - по 1 часу в неделю; в 5 классе на учебный предмет «Труд (технология)» - 2 часа в неделю; в 10-12 классах на учебный предмет «Изобразительная деятельность» - по 2 часа в неделю. Выбор данных учебных предметов в таких предметных областях, как «Язык и речевая практика», «Математика», «Окружающий мир», «Искусство», «Технология» обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, направлен на формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями основ элементарных знаний обеспечивающих коррекцию различных нарушений устной и/или письменной речи, начальных представлений об окружающем мире, простейших приёмов познания предметов и явлений окружающей действительности, организующей практической деятельности. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, и в сумме составляет 10 часов в неделю на класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные на развивающую область с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как 6 вовремя внеурочной деятельности, так и вовремя урочной деятельности. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательным учреждением в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленной СанПиН1.2.3685-21. Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся. СИПР включает индивидуальный учебный план (ИУП), который содержит индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана адаптированной основной общеобразовательной программы, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных умений и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социализацию, адаптацию, а также развитие социально-значимых качеств личности. Учебный план для обучающихся 1-4 классов включает следующие предметы: Речь и альтернативная коммуникация. Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных движений, работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования формообщения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Математические представления. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально 7 организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Окружающий природный мир. Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель реализации учебного предмета, окружающий природный мир–формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Человек. Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Домоводство. Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности. Учитывая психофизические особенности детей, медленный темп работы возможно проведение сдвоенных уроков по домоводству. Окружающий социальный мир. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель реализации - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Музыка и движение. Данный предмет способствует формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся. Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются музыкально-ритмические движения. Предмет направлен на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, 8 тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятие, воображение, память, зрительнодвигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Адаптивная физкультура. Цель обучения данному предмету является освоение учащимися системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. В основу положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых умений и навыков у учащихся с умеренной умственной отсталостью. Коррекционно-развивающие занятия. Они направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, неохваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Учебно-методический комплекс утвержден на заседании педагогического совета. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом (4 часа). Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 согласован с Советом родителей. 9 Годовой учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 I1,-IV классы (1(д)б, 2, 3б, 3в, 4б, 4в, 4г) Количество часов Предметные в год Учебные предметы Всего 1 области I II III IV I I. Обязательная часть 1.Язык и речевая 1.1. Речь и практика альтернативная 99 99 99 66 66 429 коммуникация 2.Математика 2.1. Математические 66 66 66 66 66 330 представления 3.Окружающиймир 3.1. Окружающий 66 66 66 66 66 330 природный мир 3.2. Человек 66 66 66 66 66 330 3.3. Домоводство 33 33 66 3.4. Окружающий 33 33 33 33 33 165 социальный мир 4.1. Музыка и движение 66 66 66 66 66 330 4.Искусство 4.2. Изобразительная 99 99 99 99 99 495 деятельность 5.Физическая 5.1. Адаптивная 66 66 66 66 66 330 культура физкультура 6.Технологии 6.1. Труд (технология) Итого 561 561 561 561 561 2805 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая Речь и альтернативная 33 33 33 66 66 231 практика коммуникация Математика Математические 66 66 66 66 66 330 представления Домоводство 66 33 33 132 Окружающий мир Окружающий социальный 33 33 33 33 33 165 мир Итого 132 132 198 198 198 858 Максимально допустимая недельная нагрузка 693 693 759 759 759 3663 (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Сенсорное развитие 66 66 66 66 66 330 Предметно-практические действия 33 33 33 33 33 165 Двигательное развитие 33 33 33 33 33 165 Альтернативная коммуникация 66 66 66 66 66 330 Итого по коррекционным курсам 198 198 198 198 198 990 Внеурочная деятельность: СпортивноРитмика 33 33 33 33 33 165 оздоровительное Социальное направление Я-путешественник (проектная деятельность) Общеинтеллектуальное Игра, игратерапия Итого Всего к финансированию: 10 66 66 66 66 66 330 33 132 33 132 33 132 33 132 33 132 165 660 1023 1023 1089 1089 1089 5313 Недельный учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 I1,-IV классы (1(д)б, 2, 3б, 3в, 4б, 4в, 4г) Количество часов Предметные Учебные предметы 1 I II III I области I. Обязательная часть 1.Язык и речевая 1.1. Речь и практика альтернативная 3 3 3 2 коммуникация 2.Математика 2.1. Математические 2 2 2 2 представления 3.Окружающиймир 3.1. Окружающий 2 2 2 2 природный мир 3.2. Человек 2 2 2 2 3.3. Домоводство 1 3.4. Окружающий 1 1 1 1 социальный мир 4.1. Музыка и движение 4.Искусство 2 2 2 2 4.2. Изобразительная 3 3 3 3 деятельность 5.Физическая 5.1. Адаптивная 2 2 2 2 культура физкультура 6.Технологии 6.1. Труд (технология) Итого 17 17 17 17 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая Речь и альтернативная 1 1 1 2 практика коммуникация Математика Математические 2 2 2 2 представления Домоводство 2 1 Окружающий мир Окружающий социальный 1 1 1 1 мир Итого 4 4 6 6 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 21 23 23 (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Сенсорное развитие 2 2 2 2 Предметно-практические действия 1 1 1 1 Двигательное развитие 1 1 1 1 Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 Итого по коррекционным курсам 6 6 6 6 Внеурочная деятельность: СпортивноРитмика 1 1 1 1 оздоровительное Социальное направление Я-путешественник (проектная деятельность) Общеинтеллектуальное Игра, игратерапия Итого Всего к финансированию: 11 IV Всего 2 13 2 10 2 10 2 1 10 2 1 5 2 10 3 15 2 10 17 85 2 7 2 10 1 4 1 5 6 26 23 111 2 1 1 2 6 10 5 5 10 30 1 5 2 2 2 2 2 10 1 4 31 1 4 31 1 4 33 1 4 33 1 4 33 5 20 161 Годовой учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 V-IX классы (6а, 6б, 6в, 7б, 7в, 8, 9б классы) Количество часов Предметные в год Учебные предметы Всего области VI VII VIII IX V I. Обязательная часть 1.Язык и речевая 1.1. Речь и альтернативная 102 102 102 102 102 510 коммуникация практика 2.Математика 2.1. Математические 68 68 68 68 68 340 представления 3.Окружающиймир 4.Искусство 3.1. Окружающий природный мир 3.2. Человек 3.3. Домоводство 3.4. Окружающий 68 68 68 68 102 34 170 социальный мир 68 4.1. Музыка и движение 4.2. Изобразительная деятельность 5.1. Адаптивная физкультура 6.1. Труд (технология) 68 68 340 34 34 170 170 170 170 782 68 68 102 102 408 102 68 68 68 68 374 102 102 102 - - 306 5.Физическая 102 68 68 68 68 культура 6.Технологии 68 68 136 170 Итого 782 816 816 816 816 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая Речь и альтернативная 34 34 34 34 34 практика коммуникация Математика Математические 68 68 68 68 68 представления Человек 34 34 34 34 Окружающий мир Окружающий социальный 34 34 34 34 34 мир Технологии Труд (технология) 68 34 34 34 34 Итого 204 204 204 204 204 Максимально допустимая недельная нагрузка 986 1020 1020 1020 1020 (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Сенсорное развитие 68 68 68 68 68 Предметно-практические действия 34 34 34 34 34 Двигательное развитие 34 34 34 34 34 Альтернативная коммуникация 68 68 68 68 68 Итого по коррекционным курсам 204 204 204 204 204 Внеурочная деятельность: СпортивноРитмика 34 34 34 34 34 оздоровительное Социальное направление Детское экскурсионное бюро Занимательный мир книг Общеинтеллектуальное Клуб «Учусь играя» Итого Всего к финансированию: 12 374 442 4046 170 340 136 170 204 1020 5066 340 170 170 340 1020 170 34 68 136 34 68 136 34 68 136 34 68 136 34 68 136 68 102 340 680 1326 1360 1360 1360 1360 6766 Годовой учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 V-IX классы (6а, 6б, 6в, 7б, 7в, 8, 9б классы) Количество часов Предметные Учебные предметы V VI VII VIII области I. Обязательная часть 1.Язык и речевая 1.1. Речь и практика альтернативная 3 3 3 3 коммуникация 2.Математика 2.1. Математические 2 2 2 2 представления 3.Окружающиймир 3.1. Окружающий 2 2 2 2 природный мир 3.2. Человек 2 1 1 1 3.3. Домоводство 3 5 5 5 3.4. Окружающий 2 2 2 3 социальный мир 4.1. Музыка и движение 4.Искусство 3 2 2 2 4.2. Изобразительная 3 3 3 деятельность 5.Физическая 5.1. Адаптивная 3 2 2 2 культура физкультура 6.Технологии 6.1. Труд (технология) 2 2 4 Итого 23 24 24 24 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая Речь и альтернативная 1 1 1 1 практика коммуникация Математика Математические 2 2 2 2 представления Человек 1 1 1 Окружающий мир Окружающий социальный мир 1 1 1 1 Технологии Труд (технология) 2 1 1 1 Итого 6 6 6 6 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 30 30 (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Сенсорное развитие 2 2 2 2 Предметно-практические действия 1 1 1 1 Двигательное развитие 1 1 1 1 Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 Итого по коррекционным курсам 6 6 6 6 Внеурочная деятельность: СпортивноРитмика 1 1 1 1 оздоровительное Социальное направление Детское экскурсионное бюро Занимательный мир книг Общеинтеллектуальное Клуб «Учусь играя» Итого Всего к финансированию: 13 1 2 4 39 1 2 4 40 1 2 4 40 1 2 4 40 IX Всего 3 15 2 10 2 10 5 5 23 3 12 2 11 - 9 2 11 5 24 13 119 1 5 2 10 1 1 1 6 4 5 6 30 30 149 2 1 1 2 6 10 5 5 10 30 1 5 1 2 4 40 2 3 10 20 199 Годовой учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 X-XII классы Предметные области Количество часов Учебные предметы Всего 68 68 68 204 68 68 34 170 68 68 - 136 170 170 204 544 102 102 136 340 68 68 68 68 6.Технологии 6.1. Труд (технология) 170 170 7. Коррекционно-развивающие занятия «Сказкатерапия» 68 68 Итого 850 850 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая Речь и альтернативная коммуникация 34 34 34 68 238 68 850 170 204 578 204 2550 34 102 I. Обязательная часть 1.Язык и речевая 1.1. Речь и альтернативная практика коммуникация 2.Математика 2.1. Математические представления 3.Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир 3.2. Человек 3.3. Домоводство 3.4. Окружающий социальный мир 4.1. Музыка и движение 4.2. Изобразительная деятельность 5.Физическая культура 5.1. Адаптивная физкультура 4.Искусство практика Математика Окружающий мир Искусство Математические представления Человек Изобразительная деятельность Итого Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Итого по коррекционным курсам Внеурочная деятельность Общекультурное направление Общеинтеллектуальное Ритмика Клуб «Учусь играя» Итого Всего к финансированию 14 34 34 68 170 34 34 68 170 34 34 68 170 102 102 204 510 1020 1020 1020 3060 68 68 68 68 272 68 68 68 68 272 68 68 68 68 272 204 204 204 204 816 34 34 34 102 34 68 1360 34 68 1360 34 68 1360 102 204 4080 Годовой учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР вариант 2 X-XII классы Предметные области Количество часов в год Учебные предметы I. Обязательная часть 1.Язык и речевая 1.1. Речь и альтернативная 2 2 практика коммуникация 2.Математика 2.1. Математические 2 2 представления 3.Окружающий мир 3.1. Окружающий 2 2 природный мир 3.2. Человек 3.3. Домоводство 5 5 3.4. Окружающий 3 3 социальный мир 4.1. Музыка и движение 2 2 4.Искусство 4.2. Изобразительная деятельность 5.Физическая 5.1. Адаптивная 2 2 культура физкультура 6.Технологии 6.1. Труд (технология) 5 5 7. Коррекционно-развивающие занятия 2 2 «Сказкатерапия» Итого 25 25 II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Язык и речевая Речь и альтернативная 1 1 практика коммуникация Математика Математические 1 1 представления Окружающий мир Человек 1 1 Искусство Изобразительная 2 2 деятельность Итого 5 5 Максимально допустимая недельная нагрузка 30 30 (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционные курсы Сенсорное развитие 2 2 Предметно-практические действия 2 2 Двигательное развитие 2 2 Альтернативная коммуникация 2 2 Итого по коррекционным курсам 8 8 Внеурочная деятельность: Общекультурное направление Общеинтеллектуальное Итого Всего к финансированию Всего 2 6 1 5 - 4 6 16 4 10 1 5 - - 2 6 7 17 2 6 25 75 1 3 1 3 1 3 2 6 5 15 30 90 2 2 2 2 8 6 6 6 6 24 Ритмика 1 1 1 3 Клуб «Учусь играя» 1 1 1 3 2 40 2 40 2 40 6 120 15 Формы промежуточной аттестации обучающихся Для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР возможные знания и умения, подлежащие контролю, определяются на основе специальной индивидуальной программы развития (СИПР), разрабатываемой образовательной организацией (педагогами) с учётом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся и АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития вариант 2. В основе оценивания лежат следующие показатели: самостоятельность, сформированность представлений (действий, операций), объем и правильность выполненных заданий. Обучение осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся. Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе программы. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения завыполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. 16