Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, с углублённой трудовой подготовкой образовательные отношения, с которыми возникли до 01.09.2016 года Разработан и принят решением педагогического совета ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» Протокол № 1 от 29.08.2024г. с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся протокол № 1 от 02.09.2024г. Утвержден Приказ № 75 осн./деят. от 01.09.2023г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2024-2025 учебный год г. Кингисепп 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план-документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка осуществления и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок осуществления и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2022г.). 5. Методические рекомендации «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024/2025 учебном году» Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. 6. Приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП2.4.3648-20). 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями). Режим функционирования образовательного учреждения. 2 Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком, принятым решением педагогического совета с учетом мнения Совета родителей. Учебный план ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на 2024/2025 учебный год является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования детей с углубленной трудовой подготовкой, образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года обеспечивает выполнение требований к организации образовательной деятельности и режиму дня, установленных СП2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, СанПиН1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и предусматривает: 2-летний срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с углубленной трудовой подготовкой – для –I классов. Продолжительность учебного года составляет в -I классе-34 учебные недели. Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается 2 сентября 2024 года. Учебный год условно делится на полугодия, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из федерального, регионального и школьного компонентов недолжно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Классы Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) I 34 34 В предельно допустимую учебную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-1). Учебные занятия проводятся в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Начало занятий в 9 часов 00 минут. Учебный день условно делится на две части: первая – уроки по утвержденному расписанию, вторая – занятия внеурочной деятельности, коррекционные технологии, занятия в кружках. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Для всех обучающихся -I классов после 3 урока организована динамическая перемена (не менее 20 минут). С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Продолжительность урока в –I классах составляет 40 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 минут каждая. Расписание звонков. Урок Время Продолжительность перемены 1урок 2урок 3урок 4урок 5урок 09.00 – 09.40. 09.50 – 10.30. 10.40 – 11.20. 11.40 – 12.20. 12.35 – 13.15. 10 мин 10 мин 20 мин* 15 мин 15 мин 3 6урок 7урок 15 мин. - 13.30. -14.10. 14.25. -15.05. динамическая перемена. *- Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной деятельности и дополнительного образования – не менее 30 минут. Изучение учебных предметов федерального, регионального, школьного компонента организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень (Приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».). Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционноразвивающих занятий, определенные образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации. Особенности учебного плана. Учебный план образовательных учреждений, реализующих АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с углубленной трудовой подготовкой определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, составит структуру учебных предметов по годам обучения. Учебный план состоит из 3-х частей: федеральный компонент; региональный компонент; школьный компонент. В федеральную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этой части особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, основ экономики ведения домашнего хозяйства, предметов из естественноведческого и обществоведческого циклов. В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или иного региона РФ в части истории, искусства, физического воспитания и другое, заложен большой объем часов на профильный труд по соответствующим профилям: рукоделие, промышленное и гражданское строительство, малярно-штукатурное дело. При определении профилей профессиональной подготовки профильного труда учитывались: 4 доступность видов труда для умственно отсталых детей; производственное окружение г. Кингисеппа, г. Ивангорода; наличие материальной базы; потребность г. Кингисеппа и Кингисеппского района в рабочих кадрах; возможность трудоустройства обучающихся по месту их жительства. Одним из профилей трудового обучения выбрано рукоделие, которое непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Хорошие условия и для прохождения практики по промышленному и гражданскому строительству и малярно-штукатурному делу на строительных площадках города. Кроме предприятий города обучающиеся проходят практику в школе. С 1 сентября 2024 года в учебный план в региональный компонент вводится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины. Содержание школьного компонента учебного плана представлено коррекционными занятиями Культура русской речи и общения, В мире музыки и слов (проектная деятельность), Половое воспитание, Летящий мяч, факультативами Основы компьютерной грамотности, Ведущие страны мира, Основы правовой грамоты. Всего на школьный компонент отводится 8 часов в неделю. Выбор коррекционных занятий, факультативов их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Классы на уроках домоводства, профильного труда, ОБЗР и факультатива «Основы компьютерной грамотности» делятся на 2 группы. При проведении уроков «Человек и его среда решением ППк и с согласия родителей (законных представителей) решено проводить сдвоенные уроки для проведения практических занятий и выездов на экскурсии. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» вводится третий урок физической культуры. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с углубленной трудовой подготовкой определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) 5 индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленной СанПиН1.2.3685-21. Учебно-методический комплекс утвержден на заседании педагогического совета. Годовой учебный план основного общего образования обучающихся с углубленной трудовой подготовкой на 2024-2025 учебный год 11а класс № Образовательная область Учебный предмет Федеральный компонент 1 Язык и речь Чтение 2 Математика 3 Обществознание Деловое и творческое письмо (практикум) Экономический практикум Этика 4 Технологии Домоводство 5 Обществознание 6 Естествознание История и культура родного края Человек и его среда 7 Искусство Основы безопасности и защиты Родины Профильный труд 8 Физкультура (спортивная подготовка) Количество часов в неделю Всего 10 класс 11 класс 102 102 204 102 102 204 68 68 136 68 68 136 68 68 136 68 68 136 68 68 136 34 34 68 510 510 1020 68 68 136 1156 1156 2312 1156 1156 2312 34 34 68 68 68 136 68 204 68 204 136 408 34 34 68 1428 34 34 68 1428 68 34 34 136 2856 Региональный компонент Физкультура ИТОГО Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе Школьный компонент. Коррекционные технологии 1. Культура русской речи и общение. 34 2. Летящий мяч 34 3. В мире музыки и слов (проек. деятельность) 68 4. Половое воспитание Итого по коррекционным курсам Факультативы: 1 Основы компьютерной грамотности 2 Современное Российское государство 3 Основы правовой грамоты Итого по факультативам Итого 6 Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с углубленной трудовой подготовкой на 2024-2025 учебный год 11а класс 2 Математика 3 Обществознание Количество часов 10 класс 11 класс Федеральный компонент Чтение 3 3 Деловое и творческое письмо 3 3 (практикум) Экономический 2 2 практикум Этика 2 2 4 Технологии Домоводство 5 Обществознание 6 № 1 Образовательная область Язык и речь Учебный предмет Всего 6 6 4 4 2 2 4 2 4 Естествознание Региональный компонент История и культура родного 2 края Человек и его среда 2 2 4 1 1 2 7 Искусство Основы безопасности и защиты Родины Профильный труд 15 15 30 8 Физкультура (спортивная подготовка) 2 2 4 34 34 68 34 34 68 1 1 1 1 2 2 2 2 4 2 6 2 6 4 12 1 1 2 42 1 1 2 42 2 1 1 4 84 Физкультура ИТОГО Предельно допустимая учебная нагрузка при 5ти дневной учебной неделе Школьный компонент. Коррекционные технологии 1. Культура русской речи и общение. 2. Летящий мяч 3. В мире музыки и слов (проектная деятельность) 4. Половое воспитание Итого по коррекционным курсам Факультативы: 1 Основы компьютерной грамотности 2 Современное Российское государство 3 Основы правовой грамоты Итого по факультативам Итого Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся Промежуточный, итоговый контроль обучающихся школы проводится в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ. Промежуточный контроль освоения образовательных программ осуществляется через: - контрольные работы; - самостоятельные и проверочные работы; - учебные тесты, устные ответы на уроках, собеседования. Итоговый контроль обучающихся по трудовому обучению проводится в форме защиты курсовой работы в 11 классе. Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с углубленной трудовой подготовкой согласован с Советом родителей. 7