Приложение к адаптированной образовательной программе дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Музыкальный час» Возраст обучающихся: (12-15 лет) Разработала и реализует программу педагог дополнительного образования высшей категории Ангелиди Н.Н. 2021г. 1 Срок реализации программы. Программа рассчитана на 34 часа с учетом проведения занятий 1 раз в неделю. В конце года проводится диагностирование в виде наблюдения, опроса, анализа результатов творческих выступлений обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Веселые нотки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты формирование эстетических потребностей, ценностей; добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; бережное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности; проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению; овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместном творчестве. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД). Регулятивные УД: умение проговаривать последовательность действий; умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку произведению; умение работать по предложенному учителем плану; организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования, умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, умение формулировать совместно с учителем задание. Познавательные УД умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты, явления; приобретение опыта в вокально-творческой деятельности. Коммуникативные УД умение осуществлять совместную продуктивную деятельность; 2 умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом. умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения: Минимальный уровень: овладение элементами музыкальной культуры, элементарные эстетические представления; эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных произведений; владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка спокойного певческого дыхания); умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования; умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах (ударно шумовых). Достаточный уровень: понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии; овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале музыкальной культуры родного края: сформированность элементарных эстетических суждений; эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров; владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике; владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное исполнение песен; умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно шумовых, народных, фортепиано); 3 владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи Учебно – тематический план Количество часов № Раздел, тема Всего Теория Практика 1 год 1. Слушание музыки 13 3 10 2. Вокально-хоровая работа 12 2 10 3. Пластическое интонирование 9 1 8 Итого: 34 6 28 Содержание программы учебного курса. Цель: сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению; заложить основы начальных навыков вокального исполнительства. Задачи: формирование навыков певческого дыхания; формирование начальных навыков певческой артикуляции; формирование певческой установки; формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне до-си1октавы; развитие координации движений. 1.Вводное занятие. Знакомство учащихся. Ознакомление обучающихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.) 2.Постановка голоса. Формируем правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани (нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков. Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных, активность работы артикуляционного аппарата. Певческая установка и навыки певческого дыхания. Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа вокала. Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса. 3.Постановка вокального дыхания. Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл слова. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5, 7 свечей)», «Упрямая свечка», «Кошечка», «Комарик» и др. Дыхательная гимнастика (для постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и укрепления диафрагматического дыхания. 4.Пение учебно-тренировочного материала. Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение 4 звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на дикцию. Развиваем способность слушать свои ощущения. Выполняем упражнения на развитие артикуляции. Скороговорки для дикции. Распевки на дикцию: «Едет паровоз», «Василек», «Андрей-воробей». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ, языка, освобождение челюсти). 5.Репертуарная практика. Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому уровню, тесситуре, содержанию. Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности. Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения. 6.Сценическая практика. Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен. Отработка выхода на сцену и ухода после выступления. Изучение правил пользования микрофонами. 5