Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования Музыкальный час

Приложение
к адаптированной образовательной
программе дополнительного образования
для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования
художественно-эстетического направления «Музыкальный час»
Возраст обучающихся: (12-15 лет)

Разработала и реализует
программу педагог
дополнительного образования
высшей категории Ангелиди Н.Н.

2021г.

1

Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 34 часа с учетом проведения занятий 1 раз в неделю. В конце
года проводится диагностирование в виде наблюдения, опроса, анализа результатов творческих
выступлений обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Веселые нотки»
направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает
достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
 формирование эстетических потребностей, ценностей;
 добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
 бережное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации,
этнической общности;
 проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
 овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместном
творчестве.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
 умение проговаривать последовательность действий;
 умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
произведению;
 умение работать по предложенному учителем плану;
 организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить,
знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические
требования,
 умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
 умение формулировать совместно с учителем задание.
Познавательные УД
 умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя;
 умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
 умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы,
инструменты, явления;
 приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Коммуникативные УД
 умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
2

 умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться
друг с другом.
 умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать
речь других;
 умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и
умения:
Минимальный уровень:
 овладение элементами музыкальной культуры, элементарные эстетические
представления;
 эмоциональное осознанное восприятие музыки во время слушания музыкальных
произведений;
 владение элементарными певческими умениями и навыками (координация между
слухом и голосом, выработка спокойного певческого дыхания);
 умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического
интонирования;
 умение определять некоторые виды музыки, звучание некоторых музыкальных
инструментов, в том числе и современных электронных;
 овладение навыками элементарного музицирования на простейших инструментах
(ударно шумовых).
Достаточный уровень:
 понимание роли музыки в жизни человека, его духовно нравственном развитии;
 овладение элементами музыкальной культуры, в процессе формирования интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края:
 сформированность элементарных эстетических суждений;
 эмоциональное осознанное восприятие музыки, как в процессе активной музыкальной
деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
 наличие эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений
различных жанров;
 способность к эмоциональному отклику на музыку разных жанров;
 владение навыками выражения своего отношения к музыке в слове (эмоциональный
словарь), пластике, жесте, мимике;
 владение певческими умениями и навыками (координация между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного певческого дыхания), выразительное
исполнение песен;
 умение откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического
интонирования, умение определять виды музыки, звучание различных музыкальных
инструментов, в том числе и современных электронных;
 наличие навыков музицирования на некоторых инструментах (ударно шумовых,
народных, фортепиано);
3

 владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи
Учебно – тематический план
Количество часов
№
Раздел, тема
Всего
Теория
Практика
1 год
1.
Слушание музыки
13
3
10
2.
Вокально-хоровая работа
12
2
10
3.
Пластическое интонирование
9
1
8
Итого:
34
6
28
Содержание программы учебного курса.
Цель:
 сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению;
 заложить основы начальных навыков вокального исполнительства.
Задачи:
 формирование навыков певческого дыхания;
 формирование начальных навыков певческой артикуляции;
 формирование певческой установки;
 формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне
до-си1октавы;
развитие координации движений.
1.Вводное занятие.
Знакомство учащихся. Ознакомление обучающихся с рабочим кабинетом. Сведения о
предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность,
вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.)
2.Постановка голоса.
Формируем правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани
(нижняя челюсть свободная). Выработка грамотных голосовых, речевых, певческих навыков.
Пение в унисон упражнений и мелодий разучиваемых песен. Выравнивание гласных,
активность работы артикуляционного аппарата. Певческая установка и навыки певческого
дыхания. Три основных части голосового аппарата. Атака звука. Мягкая атака – основа
вокала. Общее здоровье организма человека – главное условие здорового голоса.
3.Постановка вокального дыхания.
Главные принципы дыхания. Технология вдоха. Вдох не должен нарушать смысл
слова. Вдох между фразами в быстром произведении. Упражнения на грамотное
распределение дыхания. Дыхательные упражнения на разные виды техники: «Свечка (3, 5,
7 свечей)», «Упрямая свечка», «Кошечка», «Комарик» и др. Дыхательная гимнастика (для
постановки правильного дыхания по Стрельниковой). Упражнения для развития и
укрепления диафрагматического дыхания.
4.Пение учебно-тренировочного материала.
Разогрев голосового аппарата вокалиста – распевания. Исполнение распеваний,
содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники
(пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на улучшение
4

звукообразования, на отработку мелодических или ритмических сложностей). Распевки на
дикцию.
Развиваем способность слушать свои ощущения. Выполняем упражнения на
развитие артикуляции. Скороговорки для дикции. Распевки на дикцию: «Едет паровоз»,
«Василек», «Андрей-воробей». Основы артикуляционной разминки (упражнение для губ,
языка, освобождение челюсти).
5.Репертуарная практика.
Выбор репертуара, доступного по вокально-техническому и исполнительскому
уровню, тесситуре, содержанию. Слушание песни, её анализ с детьми; разучивание текста
песни; отдельно изучаем мелодию и отрабатываем её интонационные трудности.
Художественная отработка звучания каждого из куплетов песни. Доведение исполнения
песни до уровня, приемлемого для публичного исполнения.
6.Сценическая практика.
Практическая работа по созданию эстрадного номера. Тема песни и её сценическое
воплощение. Эмоциональность при исполнении песни. Учимся двигаться под мелодию
исполняемой песни. Учимся вслушиваться и понимать смысл репертуарных песен.
Отработка выхода на сцену и ухода после выступления. Изучение правил пользования
микрофонами.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».