Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития» ПРИНЯТА на заседании педагогического совета протокол от 03 сентября 2021 года №1 УТВЕРЖДЕНА приказом МБУДО «ЦТР» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Художественная флористика с элементами цветоводства» возраст детей: 11 - 16 лет срок реализации: 1 год Разработчик программы: Кузнецова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования, заведующий естественнонаучным отделом г. Кингисепп 2021 Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная флористика с элементами цветоводства» разработана в 2020 году на основе нормативно-правовых документов: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012); - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р); - Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). Программа «Художественная флористика с элементами цветоводства» художественной направленности направлена на познавательный и творческий виды деятельности обучающихся. Флористика - это особая культура общения человека с природой на языке искусства. Поэтому программа ориентирована на работу с природным материалом. Она расширяет возможности обучающихся тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе, отражать ее в работах, созданных своими руками. Программа способствует развитию познавательного интереса не только к флористическому искусству, но и к таким наукам, как биология, география, изобразительное искусство. Актуальность программы обусловлена возрастающим интересом общества к качественно выполненным поделкам из природного материала, популярностью и широкой востребованностью такого вида искусства, как аранжировка, флористика. Данная программа способствует активному включению учащихся в творческий процесс и самовыражению. Кроме того, программа знакомит учащихся с профессиями, связанными с деятельностью в области флористического дизайна, помогает выявить склонности и способности к этому виду деятельности; создает условия для развития интереса к начальным профессиональным знаниям флористического дизайна, составлению флористических композиций согласно композиционным требованиям. Педагогическая целесообразность программы в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса приемов и техник работы, позволяющих обучающимся в процессе творческих поисков, путем проб и ошибок, находить новое сочетание различных по структуре материалов. Занимаясь флористическим искусством, обучающие не только учатся создавать красоту своими руками, формируют эстетический вкус, получают технологические навыки и умения, но и развивают мелкую моторику, координацию движений пальцев, внимание, память, цветоощущение, воображение, логическое мышление. Идея данной программы – создание комфортной среды развития творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям, уровню образования и развития детей. Применение разнообразных форм и методов позволяет детям полноценнее и глубже понять материал, помогает формированию более ответственного отношения к природе. Содержание материала основывается на сведениях из таких предметных областей, как агроэкология, ботаника, география, изобразительное декоративно-прикладное творчество, флористика. Отличительная особенность программы в том, что на занятиях объединения обучающиеся не только узнают привила флористики, техники сборки композиций, но и научатся выращивать и ухаживать за живыми растениями, затем используя их в своих работах. Этому способствуют возможности учебно-опытного участка МБУДО «Центр творческого развития», который позволяет не только иметь широкий ассортимент растений, но и дает возможность учащимся самим заготавливать растительный материал. Также в распоряжении юных флористов имеется большой спектр комнатных растений Центра. Педагогическая целесообразность программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» заключается в ее реализации с применением технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативных и игровых. В ходе реализации программы используются сетевые и дистанционные технологии. При выстраивании системы работы с одаренными обучающимися (по согласованию с ними), подразумевается использование компьютерных образовательных программ, учебников, образовательных сайтов и порталов с помощью глобальной и локальной компьютерных сетей. Данные технологии широко применяются в проектной и исследовательской деятельности, при консультировании, а также при промежуточном контроле усвоения ДОП. Цель программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» состоит в развитии творческой активности и способностей детей посредством занятий флористикой. Задачи реализуемой программы: Обучающие: - способствовать расширению знаний по флористике и смежных с ней дисциплин. - способствовать развитию умения практически осмысливать и систематизировать полученные знания в области флористики; - формировать знания об основах цветочных композиций, правилах сбора, хранения и подготовки природного материала Развивающие: - способствовать развитию у детей творческих способностей, воображения, фантазии и наблюдательности; - развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира, ; - способствовать развитию навыков работы с биологическими объектами при выращивании культурных растений; - развивать интеллектуальные умения: сравнение, анализ, работа с источниками информации, проектирование и др. Воспитательные: - воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность и самостоятельность Организационно - педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы Организационно-педагогические условия реализации программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» направлены на обеспечение ее реализации в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Состав группы для проведения занятий - 20 человек. Главный критерий набора учащихся – их желание, то есть набор на обучение по программе «Художественная флористика с элементами цветоводства» проводится в заявительном порядке. Сроки реализации и адресат программы. Программа «Художественная флористика с элементами цветоводства» рассчитана на 1 год обучения. Программа предназначена для учащихся в возрасте 11 - 16 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству посредством флористики. Программа «Художественная флористика с элементами цветоводства» предусматривает занятия по 4 часа в неделю, что составляет 144 часа в год. Возможен иной расчет часов: 2 часа в неделю - 72 часа в год или 1 час в неделю - 36 часов в год. Теоретические занятия проводятся на базе учебно-методического комплекса МБУДО «Центр творческого развития». Практические занятия составляют большую часть программы и проводятся как в условиях помещения центра, так и на местности: в черте города Кингисеппа, на учебно-опытном участке центра. Продолжительность практических занятий на местности - 2 часа или 1 час в зависимости от объема часов. Использование разноуровневой структуры программы Также учитывается разный уровень развития и разная степень усвоения содержания программы детьми исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого учащегося. Это позволяет акцентировать внимание на работе с различными категориями обучающихся. Программа «Художественная флористика с элементами цветоводства» предполагает три уровня обучения: стартовый (ознакомительный), базовый и продвинутый. «Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. «Базовый уровень» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, и гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. «Продвинутый уровень» предполагает использование форм организации материала, которые обеспечивают доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. Таким образом, система подачи учебного материала программы варьирует по степени сложности, углубленности и доступности. Работа с одаренными обучающимися Реализация программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» носит деятельностный характер и способствует выявлению и развитию обучающихся, проявляющих специальные (или академические) способности в области художественного творчества. Достижения обучающихся фиксируются в индивидуальной карте одаренного ребенка. Работа с обучающимися с ОВЗ На обучение по программе «Художественная флористика с элементами цветоводства» могут приниматься дети с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом и не имеющие двигательных нарушений). На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, указанных в индивидуальной карте развития ребенка, в рамках программы для таких обучающихся может быть выстроен индивидуальный образовательный маршрут, соответствующий уровню его психофизического и интеллектуального развития. Данный маршрут реализуется в условиях утвержденного расписания детского творческого объединения «Экотур» и не предполагает организацию индивидуальных занятий с обучающимся. Сетевое взаимодействие В ходе реализации ДОП «Художественная флористика с элементами цветоводства» может осуществляться сетевое взаимодействие с муниципальными общеобразовательными учреждениями или социальное партнёрство с иными учреждениями образования.. Взаимодействие может предполагать: - участие в реализации мер поддержки одаренных детей; - выстраивание индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка (в условиях общего и дополнительного образования); - реализацию социальных проектов (возникших по инициативе учащихся); - совместное проведение мероприятий, акций (возникших по инициативе учащихся); - совместное проведение наблюдений, исследований в процессе изучения особенностей компонентов природы. Форма обучения по программе «Художественная флористика с элементами цветоводства» - очная. Формы организации образовательной деятельности - коллективные, групповые, индивидуально-групповые. Реализация программы предусматривает сочетание таких форм организации занятий, как аудиторные и внеаудиторные. Формы организации аудиторных занятий – учебное занятие, экскурсия, игра, семинар, и др. При реализации данной программы используются методы обучения (классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина): - информационно-рецептивные; - репродуктивные; - проблемное изложение; - частично-поисковые или эвристические; - исследовательские. Основными методическими подходами в рамках данной программы являются деятельностный и натуралистический подход. Ожидаемые результаты и способы их проверки Успешное освоение программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» предполагает достижение обучающимися определенных результатов. Предметные результаты: В процессе обучения учащиеся могут приобрести конкретные умения: − рационально организовывать свое рабочее место, оборудование, инструменты с учетом технологических, эргономических, эстетических и санитарно-гигиенических требований; − соблюдать приемы безопасной работы; − применять композиционные умения при решении творческих задач, использовать элементы и принципы флористического дизайна; − выполнять в материале флористическую плоскостную картину, коллаж; − под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу, рисунку, эскизу; − работать с объёмным растительным материалом, составлять букет (композицию) из живых растений; − выполнять композиции с применением горшечных растений; − работать с информацией и технологической документацией; составлять технологическую документацию; − применять композиционные умения при решении творческих задач, использовать элементы и принципы флористического дизайна; − работать индивидуально и совместно (в парах, группами); − анализировать и презентовать свою работу Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний: − общие сведения об организации трудового процесса флориста; − приемы безопасной работы с природным материалом, с инструментами и приспособлениями для его обработки; − ассортимент аранжировочных растений с учётом принципа флористической сезонности; − основной ассортимент растений, применяемых для флористического дизайна; − основные композиционные требования к флористическому оформлению коллажа; − основные этапы создания флористической картины; − знание особенностей композиции и основы цветоведения, применительно к флористическому дизайну; − технологию изготовления букетов из живых растений; − процесс изготовления мини-садиков с применением горшечных растений; − общие сведения об основных учебных учреждениях готовящих специалистов в области флористического дизайна. Метапредметные результаты: - ориентироваться в правах и обязанностях члена коллектива, работать в различных группах (микро-макро); - владеть разнообразными средствами поисковой, исследовательской работы; - самостоятельно, или при консультационной поддержке педагога, извлекать и структурировать информацию из различных источников; - оформлять результаты своей деятельности; - выступать с результатами своих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей; - выполнять задания по инструкции педагога; - соблюдать правила техники безопасности на занятиях, в походе, на экскурсии. − расширить представление о технологии осуществления проектно-исследовательской деятельности в области работы над флористическим изделием; − осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов Центра творческого развития, районных библиотек и сети Интернет; − сформировать профессионально-прикладные знания и умения в области флористического дизайна. Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. - формирование умения осуществлять анализ и синтез композиционного решения флористических композиций; − развивать и совершенствовать умение выстраивать межличностные отношения при групповых формах работы; − формировать умение самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Формы контроля Данная образовательная программа предусматривает разнообразные формы контроля, что позволяет корректировать процесс обучения. Осуществляются вводный (беседы, анкетирование), текущий (тестирование, выполнение практических заданий) и итоговый контроль (практическая работа, исследовательский проект, выставка). Контрольные задания составлены в тестовых формах различных типов, в виде таблиц, кроссвордов, заданий других типов. Содержание программы соответствует современным образовательным технологиям, учитывая специфику направленности, в рамках которой реализуется данная образовательная программа, и определенному уровню основного образования. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФЛОРИСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЦВЕТОВОДСТВА» Продвинутый уровень – 144 часа в год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема Тема 1. Введение в ДОП Тема 2. Флористика. Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна Тема 4. Флористика и законы композиции Тема 5. Флористическое оформление Тема 6. Флористическое использование комнатных растений. Тема 7 . Флористика как бизнес. Профессия дизайнер-флорист. Тема 8. Выращивание растительного материала Тема 9. Работа над проектом. Количество часов Форма всего теория практика контроля 4 2 2 Тестирование 8 2 6 Зачет Практическая 24 10 14 работа, выставка Практическая 12 6 6 работа, зачет Практическая 42 12 30 работа, выставка Практическая 20 8 12 работа, проект мини-садика Отчет об 6 2 4 экскурсии Практическая 14 4 10 работа Исследователь12 2 10 ский проект 10. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема 10. Итоговое занятие. ИТОГО: 2 144 1 51 1 93 Выставка. Зачет. Базовый уровень – 72 часа в год – на 2021-2022 учебный год Количество часов Форма Тема всего теория практика контроля Тема 1. Введение в ДОП. 2 1 1 Тестирование Тема 2. Флористика. 4 2 2 Зачет Тема 3. Природный материал и Практическая 12 4 8 работа, зачет его заготовка для дизайна. Тема 4. Флористика и законы Практическая 6 2 4 композиции. работа, зачет Тема 5. Флористическое Практическая 20 6 14 оформление. работа, зачет Тема 6. Флористическое Практическая использование комнатных 10 2 8 работа, зачет растений. Тема 7 . Флористика как бизнес. Беседа 4 2 2 Профессия дизайнер-флорист. Тема 8. Выращивание Практическая 6 2 4 растительного материала. работа Тема 9. Работа над проектом. Исследователь6 2 4 ский проект Тема 10. Итоговое занятие. 2 1 1 Выставка. Зачет. ИТОГО: 72 24 48 Стартовый (ознакомительный) уровень – 36 часов в год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема Тема 1. Введение в ДОП. Тема 2. Флористика. Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна. Тема 4. Флористика и законы композиции. Тема 5. Флористическое оформление. Тема 6. Флористическое использование комнатных растений. Тема 7 . Флористика как бизнес. Профессия дизайнер-флорист. Тема 8. Выращивание растительного материала. Тема 9. Работа над проектом. Тема 10. Итоговое занятие. ИТОГО: Количество часов Форма всего теория практика контроля 1 1 Беседа 2 1 1 Беседа Практическая 4 1 3 работа, выставка Практическая 4 2 2 работа Практическая 6 2 4 работа, выставка Практическая 8 2 6 работа 2 1 1 4 1 3 4 1 3 1 36 12 1 24 Практическая работа Итоговый зачетигра по станциям План исследования Выставка, игра. Содержание программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» Продвинутый уровень – 144 часа в год Тема 1. Введение в ДОП Основные цели, задачи, содержание изучаемого курса. Флористические события в деятельности Центра творческого развития. Технологическая и трудовая дисциплина. Техника безопасности. Практика: проведение тренинговых упражнений для сплочения коллектива, анкетирование. Тема 2. Флористика Связь современной флористики с другими дисциплинами. Флористический дизайн в России: прошлое и современность. Искусство вручать и принимать цветы. Профессии в области флористического дизайна. Флористические события в деятельности Центра творческого развития. Экскурсия по выставочным залам МБУДО «ЦТР». Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна Разнообразие используемых флористами природных и сопутствующих материалов, фурнитуры. Инструменты. Подготовка инструмента и растительного материала к работе. Организация рабочего места. Разнообразие природного материала для составления флористических композиций. Способы продления жизни срезанных растений. Правила сбора природного материала с учётом сохранения природного баланса. Правила оформление гербария. Классификации растений во флористике. Видовое многообразие растений учебно-опытного участка ЦТР. Ответственность при работе с живым материалом. Экскурсия по сбору местного природного материала; по сбору растительного материала на УОУ. Практика: заготовка материала для занятий художественной флористикой; оформление гербария; изготовление флористической композиции из живых цветов; составление букета из живых цветов; участие в выставке-конкурсе «Золотая осень» Центра творческого развития. Тема 4. Флористика и законы композиции Понятие композиции. Правила построения композиции, принципы, замысел конструкции как основа композиции, масштаб, пропорции, равновесие и гармония, фокусная точка. Распределение материалов во флористической композиции. Значение формы. Движение и ритм. Контрасты как средство достижения композиционной выразительности. Объемно-пространственная композиция. Стили флористических работ. Цветоведение. Гармонии цветовые и контрасты. Флористика осени. Ассортимент и символика сезонного флористического материала. Практика: работа с технологическими таблицами, составление схем флористических композиций в различных стилях; практические упражнения; работа с цветовым кругом, упражнения по подбору природного материала соответственно цветовым характеристикам. Тема 5. Флористическое оформление Интерьерная флористика. Сезонные виды интерьерных композиций. Объекты в интерьере. Оформление праздников, событий, торжеств. Композиции в вазах. Работа с оазисом. Техника постановки на оазис и альтернативные варианты крепления. Букет. Стили и виды букетов. Техники составления. Эконом – букеты. Природный материал и краски. Виды окрашивающих материалов, способы окрашивания природных материалов. Флористические картины. Прессованная флористика. Разнообразие стилей и направлений. Материалы и инструменты. Миниатюра, как один из видов плоскостной аранжировки. Технология изготовления. Полуобъёмная композиция. Технология выполнения композиции. Эскиз предполагаемой работы. Приёмы декорирования интерьера флористическими элементами с учётом сезонности (календарные праздники, времена года, конкурсы). Флористика зимы. Сезонный флористический ассортимент растений. Изготовление венков, букетов, сувениров, оформление подарков. Оформление жилых и рабочих интерьеров. Новогодняя флористика. Рождественская флористика. Традиции и символика зимней праздничной флористики. Выставки зимнего букета Центра творческого развития. Флористический коллаж. Стилистика и композиция флористических коллажей. Правила и законы композиции коллажей: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и асимметрия. Законы композиции: пропорции, целостность, единство частей. Понятие статики и динамики. Контрасты. Средства художественной выразительности (линия, пятно, акцент). Законы линейной перспективы. Цвет в эмоциональном ихудожественно-эстетическом восприятии. Цвет в коллаже. Технологии создания флористических коллажей. Виды основ флористических коллажей (холст, ткань, батик, бумага, отсутствие фона). Создание фона гуашевыми красками (метод оттиска, метод разбрызгивания); акриловыми красками, акварельными красками, пастелью, при помощи спрея, растительные фоны. Паспарту и рамы. Приемы декорирования рам для коллажей. Флористика весны. Ассортимент и символика сезонного флористического материала. Пасхальная флористика. Символика материалов и форм. Изготовление пасхальных букетов, венков, композиций. Практика: выполнение композиции в круглой вазе с постановкой растительного материала на оазис; выполнение составления букета в материале; выполнение фоновых заготовок с использованием клея ПВА; изготовление флористической открытки; выполнение панно в технике аппликации из прессованного природного материала; выполнение полуобъёмной композиции; разработка эскизного решения работы; составление эскиза оформления элементов интерьера с учётом принципа сезонности: декорирование сосудов (бутылей, ваз) флористическими элементами декора; участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза» и в выставке-конкурсе «Зимнего букета» Центра творческого развития; отработка подбора материалов и фона в определенной цветовой гармонии; изготовление фона для коллажа в разных техниках; выполнение коллажа в материале; отработка приемов декорирования рам и паспарту; выполнение венков, букетов на темы весенних праздников. Тема 6. Флористическое использование комнатных растений История оформления интерьера растительными материалами. Ассортимент комнатных растений, их экологические особенности. Болезни и вредители. Защита декоративных культур от вредителей и болезней. Правила посадки, обработка почвы горшечных растений, перевалки, полива, закрепления в сосуде. Дренаж, гидрокультура, гидрогель. Особенности оформления интерьера. Виды композиций из комнатных растений. Правила ухода за горшечными растениями в композициях и способы их оформления. Композиционные и технологические правила создания композиций из горшечных растений. Особенности размещения флористических композиций с горшечными растениями в интерьере. Современные и древние техники создания арт-объектов с горшечными растениями. Мини-сад в кашпо. Бонсай. Технологии изготовления. Практика: работа по уходу за комнатными растениями; изучение биологических особенностей растений; создание мини-садика из комнатных растений. Тема 7. Флористика как бизнес. Профессия дизайнер-флорист Флористический магазин: планирование и оборудование. Витринистика. Принципы выкладки различных товарных групп цветочного магазина. Цветы в 20 веке: флористика как искусство и мода. Тренд - тенденция или направление. Прошлое, настоящее и будущее цветочного флористического дизайна. Актуальность и востребованность профессии флористического дизайнера в современном социуме. Знакомство с государственными учебными заведениями, авторскими школами, курсами, дающими профессиональную подготовку в области флористического дизайна. Практика: экскурсия в цветочный салон. Тема 8. Выращивание растительного материала Разнообразие культурных растений УОУ Центра творческого развития. Биологические особенности однолетних растений. Анализ семенного материала. Правила выращивания цветов. Обработка почвы, уход, борьба с болезнями и вредителями. Практика: выращивание декоративных растений рассадой, посевом семян в открытый грунт, вегетативное размножение растений. Тема 9. Работа над проектом Проектное исследование. Выбор темы исследования и ее конкретизация. Определение цели, формулирование задач. Выбор материала и технологии выполнения работы. Разработка методики выполнения проекта. Работа с источниками информации. Составление технологии изготовления объекта проектирования. Оформление реферата и мультимедийной презентации. Практика: изготовление проекта; подготовка к публичной защите, защита проекта. Тема 10. Итоговое занятие Подведение итогов работы объединения за учебный год. Организация и анализ выставки работ обучающихся. Практика: участие в экспонировании и обсуждении работ. Содержание программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» Базовый уровень – 72 часа в год Тема 1. Введение в ДОП Основные цели, задачи, содержание курса. Флористические события в деятельности Центра творческого развития. Технологическая и трудовая дисциплина. Техника безопасности. Практика: проведение тренинговых упражнений для сплочения коллектива, анкетирование. Тема 2. Флористика Связь современной флористики с другими дисциплинами. Флористический дизайн в России: прошлое и современность. Искусство вручать и принимать цветы. Профессии в области флористического дизайна. Флористические события в деятельности Центра творческого развития. Экскурсия по выставочным залам МБУДО «ЦТР». Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна Разнообразие используемых флористами природных и сопутствующих материалов, фурнитуры. Инструменты. Подготовка инструмента и растительного материала к работе. Организация рабочего места. Разнообразие природного материала для составления флористических композиций. Способы продления жизни срезанных растений. Правила сбора природного материала с учётом сохранения природного баланса. Классификации растений во флористике. Видовое многообразие растений учебно-опытного участка ЦТР. Экскурсия по сбору растительного материала на УОУ. Практика: заготовка материала для занятий художественной флористикой; изготовление флористической композиции и букета из живых цветов; участие в выставкеконкурсе «Золотая осень» Центра творческого развития. Тема 4. Флористика и законы композиции Понятие композиции. Правила построения композиции, принципы, масштаб, пропорции, равновесие и гармония. Распределение материалов во флористической композиции. Объемно-пространственная композиция. Стили флористических работ. Цветоведение. Гармонии цветовые и контрасты. Флористика осени. Ассортимент и символика сезонного флористического материала. Практика: работа с технологическими таблицами, составление схем флористических композиций в 1-2 стилях; работа с цветовым кругом, упражнения по подбору природного материала соответственно цветовым характеристикам. Тема 5. Флористическое оформление Интерьерная флористика. Сезонные виды интерьерных композиций. Объекты в интерьере. Оформление праздников, событий, торжеств. Композиции в вазах. Букет. Стили и виды букетов. Техники составления. Природный материал и краски. Виды окрашивающих материалов, способы окрашивания природных материалов. Флористические картины. Прессованная флористика. Материалы и инструменты. Миниатюра, как один из видов плоскостной аранжировки. Технология изготовления. Полуобъёмная композиция. Технология выполнения композиции. Эскиз предполагаемой работы. Приёмы декорирования интерьера флористическими элементами с учётом сезонности (календарные праздники, времена года, конкурсы). Флористика зимы. Сезонный флористический ассортимент растений. Изготовление венков, букетов, сувениров. Оформление жилых интерьеров. Новогодняя флористика. Рождественская флористика. Выставки зимнего букета Центра творческого развития. Флористический коллаж. Стилистика и композиция флористических коллажей. Правила и законы композиции коллажей: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и асимметрия. Законы композиции: пропорции, целостность, единство частей. Средства художественной выразительности (линия, пятно, акцент). Законы линейной перспективы. Цвет в эмоциональном и художественно-эстетическом восприятии. Цвет в коллаже. Технологии создания флористических коллажей. Виды основ флористических коллажей (холст, ткань, батик, бумага, отсутствие фона). Создание фона гуашевыми красками (метод разбрызгивания), акварельными красками, растительные фоны. Паспарту и рамы. Приемы декорирования рам для коллажей. Флористика весны. Ассортимент и символика сезонного флористического материала. Пасхальная флористика. Изготовление пасхальных букетов, композиций. Практика: выполнение составления букета в материале; выполнение фоновых заготовок с использованием клея ПВА; изготовление флористической открытки; выполнение панно в технике аппликации из прессованного природного материала; выполнение полуобъёмной композиции; составление эскиза оформления элементов интерьера с учётом принципа сезонности: декорирование сосудов (бутылей, ваз) флористическими элементами декора; участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза» и в выставке-конкурсе «Зимнего букета» Центра творческого развития; отработка подбора материалов и фона в определенной цветовой гармонии; изготовление фона для коллажа; выполнение коллажа в материале; отработка приемов декорирования рам и паспарту; выполнение венков, букетов на темы весенних праздников. Тема 6. Флористическое использование комнатных растений История оформления интерьера растительными материалами. Ассортимент комнатных растений, их экологические особенности. Болезни и вредители. Защита декоративных культур от вредителей и болезней. Правила посадки, обработка почвы горшечных растений, перевалки, полива, закрепления в сосуде. Дренаж, гидрокультура, гидрогель. Особенности оформления интерьера. Виды композиций из комнатных растений. Правила ухода за горшечными растениями в композициях и способы их оформления. Композиционные и технологические правила создания композиций из горшечных растений. Особенности размещения флористических композиций с горшечными растениями в интерьере. Современные и древние техники создания арт-объектов с горшечными растениями. Мини-сад в кашпо, на подносе. Технологии изготовления. Практика: работа по уходу за комнатными растениями; изучение биологических особенностей растений; создание мини-садика из комнатных растений. Тема 7. Флористика как бизнес. Профессия дизайнер-флорист Флористический магазин: планирование и оборудование. Принципы выкладки различных товарных групп цветочного магазина. Цветы в 20 веке: флористика как искусство и мода. Прошлое, настоящее и будущее цветочного флористического дизайна. Актуальность и востребованность профессии флористического дизайнера в современном социуме. Знакомство с государственными учебными заведениями, авторскими школами, курсами, дающими профессиональную подготовку в области флористического дизайна. Практика: экскурсия в цветочный салон. Тема 8. Выращивание растительного материала Разнообразие культурных растений УОУ Центра творческого развития. Биологические особенности однолетних растений. Анализ семенного материала. Правила выращивания цветов. Обработка почвы, уход, борьба с болезнями и вредителями. Практика: выращивание декоративных растений рассадой, посевом семян в открытый грунт, вегетативное размножение растений. Тема 9. Работа над проектом Проектное исследование. Выбор темы. Определение цели, формулирование задач. Выбор материала и технологии выполнения работы. Разработка методики выполнения проекта. Работа с источниками информации. Составление технологии изготовления объекта проектирования. Оформление реферата и мультимедийной презентации. Практика: изготовление проекта; подготовка к публичной защите, защита проекта. Тема 10. Итоговое занятие Подведение итогов работы объединения за учебный год. Организация и анализ выставки работ обучающихся. Практика: участие в экспонировании и обсуждении работ. Содержание программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» Стартовый (ознакомительный) уровень – 36 часов в год Тема 1. Введение в ДОП Цели, задачи, содержание курса. Флористические события в деятельности Центра творческого развития. Технологическая и трудовая дисциплина. Техника безопасности. Практика: проведение тренинговых упражнений для сплочения коллектива, анкетирование. Тема 2. Флористика Связь современной флористики с другими дисциплинами. Флористический дизайн в России: прошлое и современность. Искусство вручать и принимать цветы. Профессии в области флористического дизайна. Флористические события в деятельности Центра творческого развития. Экскурсия по выставочным залам МБУДО «ЦТР». Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна Разнообразие используемых флористами природных и сопутствующих материалов, фурнитуры. Инструменты. Подготовка инструмента и растительного материала к работе. Организация рабочего места. Разнообразие природного материала для составления флористических композиций. Способы продления жизни срезанных растений. Правила сбора природного материала с учётом сохранения природного баланса. Классификации растений во флористике. Видовое многообразие растений учебно-опытного участка ЦТР. Ответственность при работе с живым материалом. Экскурсия по сбору растительного материала на УОУ. Практика: заготовка материала для занятий художественной флористикой; изготовление флористической композиции и букета из живых цветов; участие в выставкеконкурсе «Золотая осень» Центра творческого развития. Тема 4. Флористика и законы композиции Понятие композиции. Правила построения композиции, масштаб, пропорции, равновесие и гармония. Объемно-пространственная композиция. Стили флористических работ. Цветоведение. Гармонии цветовые и контрасты. Флористика осени. Ассортимент и символика сезонного флористического материала. Практика: работа с технологическими таблицами, составление схемы флористической композиций; работа с цветовым кругом, упражнения по подбору природного материала соответственно цветовым характеристикам. Тема 5. Флористическое оформление Интерьерная флористика. Оформление праздников, событий, торжеств. Композиции в вазах. Букет. Стили и виды букетов. Техники составления. Природный материал и краски. Виды окрашивающих материалов, способы окрашивания природных материалов. Флористические картины. Прессованная флористика. Материалы и инструменты. Миниатюра, как один из видов плоскостной аранжировки. Технология изготовления. Полуобъёмная композиция. Технология выполнения композиции. Эскиз предполагаемой работы. Приёмы декорирования интерьера флористическими элементами с учётом сезонности (календарные праздники, времена года, конкурсы). Флористика зимы. Сезонный флористический ассортимент растений. Изготовление букетов, сувениров. Оформление жилых интерьеров. Новогодняя флористика. Выставки зимнего букета Центра творческого развития. Флористический коллаж. Стилистика и композиция флористических коллажей. Правила и законы композиции коллажей: ритм, сюжетно-композиционный центр, симметрия и асимметрия. Законы композиции: пропорции, целостность, единство частей. Средства художественной выразительности (линия, пятно, акцент). Законы линейной перспективы. Цвет в коллаже. Технологии создания флористических коллажей. Виды основ флористических коллажей (холст, ткань, батик, бумага, отсутствие фона). Создание фона из растительных материалов. Паспарту и рамы. Приемы декорирования рам для коллажей. Флористика весны. Ассортимент и символика сезонного флористического материала. Пасхальная флористика. Изготовление пасхальной композиции. Практика: выполнение составления букета в материале; выполнение фоновых заготовок с использованием клея ПВА; изготовление флористической открытки; выполнение полуобъёмной композиции; составление эскиза оформления элементов интерьера с учётом принципа сезонности: декорирование сосудов (бутылей, ваз) флористическими элементами декора; участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза» и в выставке-конкурсе «Зимнего букета» Центра творческого развития; отработка подбора материалов и фона в определенной цветовой гармонии; изготовление фона для коллажа; выполнение коллажа в материале; отработка приемов декорирования рам и паспарту; выполнение композиции на темы весенних праздников. Тема 6. Флористическое использование комнатных растений Ассортимент комнатных растений, их экологические особенности. Болезни и вредители. Правила посадки, обработка почвы горшечных растений, перевалки, полива, закрепления в сосуде. Дренаж. Особенности оформления интерьера. Виды композиций из комнатных растений. Правила ухода за горшечными растениями в композициях и способы их оформления.. Особенности размещения флористических композиций с горшечными растениями в интерьере. Современные и древние техники создания арт-объектов с горшечными растениями. Мини-сад на подносе. Технологии изготовления. Практика: работа по уходу за комнатными растениями; изучение биологических особенностей растений; создание мини-садика из комнатных растений. Тема 7. Флористика как бизнес. Профессия дизайнер-флорист Флористический магазин: планирование и оборудование. Цветы в 20 веке: флористика как искусство и мода. Прошлое, настоящее и будущее цветочного флористического дизайна. Актуальность и востребованность профессии флористического дизайнера в современном социуме. Знакомство с государственными учебными заведениями, авторскими школами, курсами, дающими профессиональную подготовку в области флористического дизайна. Практика: экскурсия в цветочный салон. Тема 8. Выращивание растительного материала Разнообразие культурных растений УОУ Центра творческого развития. Биологические особенности однолетних растений. Правила выращивания цветов. Обработка почвы, уход, борьба с болезнями и вредителями. Практика: выращивание декоративных растений (на выбор): рассадой, посевом семян в открытый грунт, вегетативное размножение. Тема 9. Работа над проектом Проектное исследование. Выбор темы. Определение цели, формулирование задач. Выбор материала и технологии выполнения работы. Разработка методики выполнения проекта. Работа с источниками информации. Ознакомление с правилами оформления реферата и мультимедийной презентации. Ознакомление с опытом исследовательской работы обучающихся ДТО «Экотур». Практика: составление плана исследования; проведение исследования и оформление проекта (по желанию). Тема 10. Итоговое занятие Подведение итогов работы объединения за учебный год. Организация и анализ выставки работ обучающихся. Практика: участие в экспонировании и обсуждении работ. Материально-техническое обеспечение программы Характеристика помещения для занятий Материально-техническое оснащение занятия - аудитория (размеры): каб. 24 УМК МБУДО «Центр творческого развития» (ул. Воровского, д. 1а); - мебель для размещения детей и педагога (количество) для детей: столы двухместные ученические (12 шт.) в комплекте со стульями (24 шт.) для педагога: стол демонстрационный (1 шт.), стол компьютерный (1 шт.); технические средства обучения: - компьютеры (с выходом в сеть-Интернет) – 6 шт.; - мультимедийный проектор; - презентации на компакт-дисках и флеш-носителях канцелярские принадлежности: - материалы конспектов для рабочих папок-скоросшивателей; - дополнительные материалы с информацией (распечатанные комплекты) - инструктивные карточки Материальная база, оборудование и материалы 1. Материальная база – учебно-опытный участок МБУДО «Центра творческого развития» (11 отделов), помещения для хранения инвентаря, оборудования, растительного материала. 2. Настольные лампы. 3. Наборы удобрений. 4. Гербарии растений: Основные группы растений, Систематика растений и др. 5. Коллекции семян культурных растений 6. Наборы карточек «Комнатные растения» 7. Карты и атласы о природе страны, родного края. 8. Коллекция комнатных растений (в кабинетах центра). 9. Коллекции растений учебно-опытного участка центра (Овощные, Полевые, Лекарственные, Цветочно-декоративные, Плодово-ягодные и др. культуры). 10. Коллекции семян, плодов, корневищ, клубней, луковиц и др., наборы муляжей. 11. Папки и прессы гербарные. 12. Лопаты для выкапывания растений, ножи садовые, секаторы, ножницы. 13. Бумага для гербарных папок, калька, канцелярские принадлежности. 14. Канцелярские принадлежности, блокноты и тетради, папки-скоросшиватели, кисточки, клей, различные виды бумаги. 15. Флористические губки, емкости для букетов и композиций. 16. Подборка декоративных элементов – коряги, камни и др. природный материал 17. Секаторы, пинцеты, ножницы. 18. Держатели, проволока. 19. Краски, карандаши, пластилин. 20. Подборка засушенного материала для плоскостной флористики (листья, цветы и др.) 21. Засушенный растительный материал для изготовления объемных композиций и букетов. 22. Наборы карточек растений, изготовленные обучающимися, буклеты. Информационное обеспечение программы Литература для педагога 1. Азбука цветов / Составитель И.В. Рошаль – СПб.: Кристалл; Терция, 1988. – 368 с., ил. 2. Берд Л., Изысканные композиции из засушенных цветов. Своими руками/Пер. с англ. – М.: Мой мир, 2004. – 128.: ил. 3. Бернет Ф., Эджрикс Р., Цветы к праздникам. Букеты. Композиции. Аранжировка. – Москва, «РОСМЕН», 1998. 4. Быстрицкая М.М., Цветы от коллажа к декупажу. – М., Эксмо, 2008 – 80 с.: ил. – (Азбука рукоделия). 5. Гилберт Р., Комнатные растения. Практическое руководство. – Лондон, 1988. 6. Доналдсон С., Мак-Кой П., Практическая энциклопедия цветоводства. – Москва «РОСМЕН», 2001. 7. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Э.В., Шубкина Л.С., Биологические экскурсии: Кн. для учителя, М.: Просвещение, 1983. – 224 с., ил. 8. Ильин М.П., Школьный гербарий. (Пособие для учителей). М., «Просвещение», 1971. 9. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009 – 240 с.:ил. 10. Капранова Н.Н., Комнатные растения в интерьере – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 190 с. 11. Клиноваская Н.И., Пасечник В.В., Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя –М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил. 12. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А., Как вырастить цветы, М. «Просвещение», 1992. 13. Лучник А.Л., Энциклопедия декоративных растений умеренной зоны. – М.: Институт технологических исследований, 1997. – 464, Издание осуществлено совместно с издательством «Помаьур»., «Лик Пресс», «Просвещение». 14. Максимова М.В., кузьмина М.А., Кузьмина Г.Ю., Любимый сад для увлеченных. –М.: Изд-во Эксмо, 2008 – 64 с.: ил. 15. Новиков В.С., Губанов И.А., Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 239 с., ил. 16. Оранжерейные растения: Таблицы для определения: Сб. науч. ст./Отв. ред. Б.Н. Головкин – М.: Наука, 1991. – 256 с. 17. Пугал Н.А., Розенштейн А.М., Кабинет биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 159 с., ил. – (Б-ка учителя биологии). 18. Саркисава Л., Искусство букета. – Издательство «Реклама», 1974. 19. Скворцов А.К., Гербарий. Пособие по методике и технике.–М., «Наука», 1977,190с. 20. Среди цветов: Сборник / Авт.-сост. М.С. Александрова; Худож. Н.В. Князькова. –М.: Дом, 200 – 304 с. 21. Тавалинова Г.К., Комнатное цветоводство – 4-е изд., испр. И доп. – СПб.: Агропромиздат, ТОО «Диамант», 1997. – 480 с., илл. 22. Трайтак Д.И., Кабинет биологии. Пособие для учителей. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1976., 142 с 23. Филлипс С., Выращивание растений в цветочных горшках. / Пер с англ. Е.Косиловой. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 104 с. Информационные ресурсы УМК Рубрика «Комнатные растения»: Сайт «Растениевод», Комнатные растения. Садовые - многообразие комнатных растений цветы. Огород. Copyright © 2020 Растениевод. https://rastenievod.com/category /komnatnye-rasteniya Литература для учащихся: 1. Валягина-Малютина Е.Т., Деревья и кустарники зимой. Определитель деревьев и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлиственном состоянии. 2-е изд./ под ред. Т.Е. Тепляковой. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007. – 268 с., ил. 2. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В., Книга природы.- М.: Детская литература, 1990. 3. Иванова И.В., Что растет вокруг тебя. Определитель растений. Пособие для учащихся V-VI классов. – Москва, УчПедГИЗ, 1962. 4. Клевенская Т.М., Цветы в интерьере: Альбом – М., Агропромиздат, 1989. – 63 с.:ил. 5. Мамонтова З. А., Гербаризация растений с сохранением их естественной окраски и формы. Пособие для учащихся. – Москва, Издательство «Просвещение», 1965. 6. Миронова ТИ., Слепян Э.И., Природа Ленинградской области и её охрана. Лениздат, 1983. 7. Петров В.В., Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.: ил. 8. Скворцов В.Э.. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004. – 506 с. 9. Цингер А.В., Занимательная ботаника: 7 изд., с изм. – Мн.: «Экоперспектива», 2001. – 240 с.,: ил. Интернет-ресурсы: 1. Сайт Plantopedia. Сообщество зеленых человечков, http://www.plantopedia.ru/windowgardening/ 2. Сайт «Растениевод», Комнатные растения. Садовые цветы. Огород. https://rastenievod.com/category/komnatnye-rasteniya Методическое обеспечение программы «Художественная флористика с элементами цветоводства» № п/п 1. Тема Тема 1. Введение в ДОП. Тема 2. Флористика. 2. 3. Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна. Тема 4. Флористика и законы композиции. 4. 5. Тема 5. Флористическое оформление. Форма занятий Методы Дидактический материал, ТСО Раздел 1. Основы туристской подготовки - информационно- оргтехника; - фото-альбомы; рецептивный - презентационный материал; - журналы, литература; - учебное занятие; - оргтехника; - информационно- практическая работа; рецептивный; - папки – конспекты; - экскурсия - презентационный материал; - репродуктивный; - учебная литература; - проблемное - оборудование для практических изложение работ и экскурсий - учебное занятие; - информационно- оргтехника; - практическая работа; рецептивный; - папки – конспекты; - экскурсия - презентационный материал; - частично-поисковый; - учебная литература; - исследовательский - оборудование для практических работ и экскурсий - учебное занятие; - информационно- оргтехника; - практическая работа рецептивный; - папки – конспекты; - презентационный материал; - частично-поисковый; - учебная литература; - исследовательский - оборудование для практических работ - учебное занятие; - информационно- оргтехника; - практическая работа рецептивный; - папки – конспекты; - презентационный материал; - частично-поисковый; - учебная литература, карты; - исследовательский - оборудование для практических работ - учебное занятие Формы подведения итогов по теме Тестирование Зачет Практическая работа, выставка Практическая работа, зачет Практическая работа, выставка 6. 7. 8. Тема 6. - учебное занятие; - практическая работа Флористическое использование комнатных растений. - информационнорецептивный; - частично-поисковый; - исследовательский Тема 7 . Флористика как бизнес. Профессия дизайнерфлорист. - учебное занятие; - экскурсия - информационнорецептивный; - частично-поисковый; - исследовательский Тема 8. Выращивание растительного материала. - учебное занятие; - практическая работа - информационнорецептивный; - частично-поисковый; - исследовательский Тема 9. Работа над проектом. - учебное занятие; - практическая работа - информационнорецептивный; - частично-поисковый; - исследовательский - учебное занятие - информационнорецептивный; 9. Тема 10. Итоговое 10. занятие. - оргтехника; - папки – конспекты; - презентационный материал; - учебная литература, карты; - оборудование для практических работ - оргтехника; - папки – конспекты; - презентационный материал; - учебная литература, карты; - оборудование для практических работ и экскурсий - оргтехника; - папки – конспекты; - презентационный материал; - учебная литература, карты; - оборудование для практических работ и экскурсий - оргтехника; - папки – конспекты; - презентационный материал; - учебная литература, карты; - оборудование для практических работ и экскурсий - выставочное оборудование и материалы Практическая работа, проект минисадика Отчет об экскурсии Практическая работа Исследовательский проект Выставка. Зачет. Приложение 1 Критерии и формы оценки качества знаний Уровни Высокий уровень / показа(3 балла) тели Знания - владеет специальными знаниями по данной теме;свободно владеет терминологией Умения Навыки - после первичного инструктажа или по предложенному алгоритму выполняет задание самостоятельно; - качество работы контролирует сам, ориентируясь на свои знания и опыт - навык полностью сформирован; - способен проинструктирова ть или научить другого Средний уровень (2 балла) - владеет основами знаний поданной теме, разделу; - владеет основными терминами, допускает негрубые ошибки - умеет самостоятельно, но при эпизодическом контроле и инструктировани и выполнять задание - навык сформирован; - может самостоятельно выполнить аналогичное задание Низкий уровень (1 балл) - владеет элементарными знаниями по данной теме; терминологией не владеет, или владеет слабо; - не проявляет интереса к изучению материала - выполняет задание при этапном, подробном инструктаже; - необходим постоянный контроль или участие в деятельности старшего или учителя Формы и периодичность отслеживания - беседа; - опрос; - наблюдение; - тестирование (после изучения темы); - зачеты по практическим и самостоятельным работам (после изучения темы); - игры, викторины. - наблюдение; - самостоятельные работы; - исследовательские работы - навык не сформирован - наблюдение; - самостоятельные работы; - исследовательские работы; - и др. Приложение 2 Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Художественная флористика с элементами цветоводства» на 2020-2021 учебный год Группа № 9, год обучения 1-ый Начало учебного года – 01 сентября 2020 г. Количество недель – 36 Продолжительность и сроки каникул: Зимние- с 31.12.2020 г.- по 07.01.2020 г. (8 дней) Летние- с 01.06.2020 г.- по 31.08.2021 г. (92 дня) Праздничные дни: 4 ноября – День народного единства, 1, 2, 3, 4, 5, 6 января – новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово, 23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник Весны и Труда, 9 мая – День Победы Количество занятий в группе: в течение учебного года проводится 2 занятия в неделю, что составляет 72 занятия в год (144 часа) Продолжительность занятий: 2 академических часа (45 мин – занятие, 15 мин – перерыв, 45 мин – занятие, 15 мин – уборка, проветривание помещения) Время проведения занятий: День недели Время Примечание понедельник 15.00 – 17.00 Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ДОП (примерные сроки): Вводный контроль – сентябрь 2021 г. Текущий контроль – с 21.12.2021 г.- по 28.12.2021 г. Итоговый контроль – с 17.05.2022 г.- по 31.05.2022 г. Окончание занятий: 30 мая 2022 г. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОП «Художественная флористика с элементами цветоводства » 1-ый год обучения (72 часа) № 1. 2. Тема блока (раздела), кол-во часов Тема 1. Введение в ДОП (2 часа) Тема 2. Флористика. (4 часа) 3. 4. 5. Тема 3. Природный материал и его заготовка для дизайна (12 часов). 7. 8. 9. 10. Тема занятия Введение в общеобразовательную программу. 2 07.09 Флористический дизайн. 2 14.09 Флористические события в мире, в России, в Ленинградской области, в ЦТР. 2 21.09 2 28.09 2 05.10 2 12.10 2 19.10 2 26.10 2 02.11 2 09.11 Материалы и инструменты флориста. Организация рабочего места. Правила сбора природного материала. Растительность УОУ. Многообразие. 6. Тема 4. Флористика и законы композиции Дата проведения По По плану факту К-во часов Флористическая композиция из живых цветов. Флористический букет из живых цветов. Выставка-конкурс «Золотая осень-2020». Композиция. Правила построения, масштаб, (6 часов). Технологические таблицы и схемы флористических композиций. 11. 12. 13. 14. 15. Тема 5. Флористическое оформление (20 часов). 17. 18.. 21. 22. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Флористические картины. Технология изготовления полуобъемной композиции. Паспарту и рамы, их декорирование. Флористическое оформление интерьера. Экспонирование работ. 20. 25. Зимний букет. Полуобъёмная композиция. Фон. 19. 24. Стили и цветовые характеристики флористических работ. Интерьерная флористика. Букет. Технология изготовления флористической картины. Фон флористической картины. Композиция флористической картины. 16. 23. пропорции. Стили флористических работ. Тема 6. Флористическое использование комнатных растений (10 часов) оформления интерьера растительными материалами Ассортимент комнатных растений. Выращивание и уход за растениями. Композиции из комнатных растений. Мини-садик из комнатных растений. Флористический магазин. Профессия флориста-дизайнера. Тема 7 . Флористика как бизнес. Профессия дизайнерфлорист (4 часа) особенности Тема 8. Выращивание Биологические однолетних растений. Анализ растительного семенного материала. материала (6 часов) Выращивание растений рассадой. Вегетативное размножение растений. Выращивание растений посевом семян в открытый грунт. План, тема, цель, задачи Тема 9. Работа над исследования. проектом (6 часов) Методы и методики проекта. Оформление реферата и мультимедийной презентации Экспонирование работ. Тема 10. Итоговое занятие (2 часа) ИТОГО: 2 16.11 2 23.11 2 30.11 2 2 07.12 14.12 2 21.12 2 28.12 2 11.01 2 18.01 2 25.01 2 01.02 2 08.02 2 15.02 2 22.02 2 01.03 2 08.03 2 15.03 2 22.03 2 29.03 2 05.04 2 12.04 2 19.04 2 26.04 2 17.05 2 24.05 2 31.05 72 Приложение 3 Диагностические материалы Тема 5: Систематика растений Задания (стартовый уровень): 1. Отгадай названия растений и определи, к какому семейству они относятся. 2. Представителей какого семейства больше в полученном списке? Встречается ли такое в природе и почему? 3. У какого растения невозможно выяснить принадлежность к семейству и почему? Загадка Загадка Только тронь — Лист острый, узкий, Отдёрнешь ладонь? Тянется высоко, Обжигает трава Растёт в болоте. Как огонь. Осока Крапива На полянке у дорожки Горел в траве росистой Красные горошки, Фонарик золотистый. Кто мимо ни пройдёт — Потом померк, потух В рот себе кладёт. И превратился в пух. Земляника Одуванчик Беленькие горошки Длинноногие На зелёной ножке. Сестрицы Ландыш Вышли стайкой В сенокос — горька, На лужок. А в мороз — сладка. Словно снег, Что за ягодка? В сенокос — горька, У них ресницы А в мороз — сладка. И, как солнышко, Что за ягодка? Глазок. Рябина Ромашки Будто снежный шар бела, Стоит разбойник у дороги, По весне она цвела, Под одеждой прячет ноги. Нежный запах источала. И кто ни появляется, А когда пора настала, За каждой цепляется. Разом сделалась она Репейник Вся от ягоды черна. Первым вылез из землицы Черемуха На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Подснежник Оценка работы Высокий уровень: - правильные ответы даны на 9-10 загадок; - верно (или с небольшими недочетами) определены семейства, к которым относятся растения; - верно и с пояснениями, при небольших подсказках педагога даны объяснения. Средний уровень: - правильные ответы даны на 5-8 загадок; - с негрубыми недочетами определены семейства, к которым относятся растения; - верно при направляющих вопросах педагога даны объяснения. Низкий уровень: - правильные ответы даны менее чем на 5 загадок; - с серьезными недочетами определены семейства или не определены более половины; - объяснения не даны или имеются грубые ошибки. Приложение 4 ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАКЛОННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ (для детей среднего и старшего школьного возраста) Правила проведения теста: Внимательно прочитай каждый вопрос. Поставь галочку в графе «Да», если ты согласен с тем, что написано, если это верно по отношению к тебе, и «Нет», если написанное не подходит к тебе. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ВОПРОС Я люблю сочинять собственные песни Я люблю гулять один Мои родители любят играть (общаться) со мной Я задаю много вопросов Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие Я люблю, чтобы у меня было только один или два друга Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры У меня есть действительно несколько хороших идей Я люблю рисовать Я люблю вещи, которые трудно делать Солнце на рисунке всегда должно быть жёлтым Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как это работает Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем рисовать самому Легкие загадки – самые интересные Иногда мама и папа занимаются чем-нибудь со мной Я люблю узнавать новое о животных Мой папа любит делать что-нибудь по дому Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов Трудно найти себе занятие, когда находишься один Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно Я люблю рассказы о далеком прошлом Я охотнее играю в старые игры, чем в новые Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое Я всегда люблю играть с друзьями, а не один ДА НЕТ Подсчет результатов: За каждый положительный ответ начисляется 1 балл, за отрицательные ответы – 0 баллов. Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценка проводится следующим образом: - за ответ «Да» начисляется 0 баллов - за ответ «Нет» – 1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. 37 Существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества. Разнообразие интересов. Сумма баллов за ответы в пунктах 1, 5, 9, 16, 21. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка: 1 степень – 0-1 балл (слабо выражена). 2 степень – 2-3 балла (выражена средне). 3 степень – 4-5 баллов (явно выражена). Независимость. Сумма баллов за ответы в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24. 1 степень – 0-2 балл (слабо выражена). 2 степень – 3-4 балла (выражена средне). 3 степень – 5-6 баллов (явно выражена). Гибкость. Сумма баллов за ответы в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует гибкости поведения ребенка. 1 степень – 0-1 балл (слабо выражена). 2 степень – 2 балла (выражена средне). 3 степень – 3 балла (явно выражена). Любознательность. Сумма баллов за ответы в пунктах 4, 12, 18. 1 степень – 0-1 балл (слабо выражена). 2 степень – 2 балла (выражена средне). 3 степень – 3 балла (явно выражена). Настойчивость. Общая сумма баллов в пунктах 10, 14, 23. 1 степень – 0-1 балл (слабо выражена). 2 степень – 2 балла (выражена средне). 3 степень – 3 балла (явно выражена). Сведения о семейной обстановке. Общая сумма баллов в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка. 1 степень – 0-1 балл (слабо способствует). 2 степень – 2-3 балла (способствует средне). 3 степень – 4 балла (явно способствует). Приложение 5 План индивидуальной работы педагога с одаренным ребенком. Учащийся: ФИО 1. Индивидуальная работа (планируемые мероприятия) Формы мероприятий Темы Сроки проведения/ периодичность Результаты уч.. год Работа на занятиях Занятия в ДТО Участие в мероприятиях Участие в школьных предметных олимпиадах и мероприятия Участие в муниципальных мероприятиях Участие в областных мероприятиях Участие во всероссийских мероприятиях Участие в Интеллектуальноличностном марафоне. 2.Участие в мероприятиях (проведенные) место место место 3. Вовлечение в коллективную деятельность Занятость свободное время Другие УДОД в Место занятий Другие ДТО «…………..» Личные увлечения 4. Работа с родителями. Оказывается консультационная помощь и др. Участие в мероприятиях уч.. год