Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования ОФП

Приложение
к адаптированной образовательной
программе дополнительного образования
для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»

Рабочая программа
по физкультурно-оздоровительному направлению
дополнительного образования
ОФП (12-14 лет)

Разработал и реализует
программу учитель высшей
категории Ю.И. Алексеев

2021г.
1

Предполагаемые результаты программы
«Общая физическая подготовка»
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП
являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП
являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП
являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых
и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять ОФП как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия ОФП с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой
нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
2

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном
уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях

























Планируемый результат:
формирование установок здорового образа жизни;
формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции;
снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом;
знание и соблюдение правил игр;
знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол);
умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол);
воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в
команде;
отсутствие вредных привычек.
Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «ОФП», «режим дня»; характеризовать роль и значение
утренней зарядки, физкультминуток, уроков физической культуры, закаливания, прогулок
на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие
основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории) положительное влияние занятий физической
культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и различать их между
собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми,
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной деятельности,
показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в
соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности
(сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их
динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по
развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
3















выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития
основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения на спортивных снарядах;
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах;
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание и броски мяча разного
веса и объема);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол по упрощенным правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
Содержание курса по ОФП
ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы
передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и
развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных
физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение
частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших
закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки
и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия по профилактике и коррекции
нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы
дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка
на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации.
Например:
1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в
положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;
2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок
назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок
вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
4

Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по
наклонной гимнастической скамейке.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами
акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на
координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на
выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину;
подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на
материале волейбола.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; разновидности ходьбы, глубокие выпады;
наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты.
«Выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и
попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;
комплексы упражнений по развитию гибкости.
Развитие
координации: преодоление
простых
препятствий;
передвижение
с
изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке,
низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение
внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий,
перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие;
упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом,
прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой;
комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы,
плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его
звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и
ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных
отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы).
Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе
стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые
упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой
ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа спортивной секции ОФП предусматривает обучение различным видам спорта
и подготовку сборной команды школы к предстоящим соревнованиям, согласно
календарного плана спортивно – массовых мероприятий. Программа включает в себя
такие виды спорта: футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис, гимнастика,
легкая атлетика.
Программа ОФП имеет большое прикладное значение, ведь с её помощью развиваются
основные физические качества – выносливость, сила, скорость, гибкость, ловкость, что
широко применяется в повседневной жизни, в частности – в трудовой деятельности. Во
время занятия ОФП приобретаются навыки координации движений, быстрого
экономического передвижения и рационального выполнения в сложных физических
упражнений. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований
положительно влияют на формирование личности человека, развитие её моральных
5

качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки
собственных возможностей).
Срок реализации программы 1 год
Программный
материал
Теоретические
сведения
Баскетбол
Зимние
виды
спорта
Волейбол
Футбол
Наст. теннис

Всего
34

I
9

4
6

4

9
9
6

II
7
В процессе занятий

III
10

IV
8

6
3

2

4

2

5

4
4

Футбол – 5 ч.
Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по футболу.
Практическая часть:
Правила игры в футбол. Передвижение футболистов: бег скрестным шагом, приставным
шагом. Удары по мячу внутренней стороной стопы и серединой подъема. Остановка мяча
подошвой. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема. Штрафные и свободные
удары.
Баскетбол – 4 ч.
Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по б/б.
Правила игры в б/б.
Практическая часть: Ведение и прием передачи мяча. Приём и передача мяча на месте и
в движении. Броски мяча с близкого расстояния. Броски мяча с дальнего расстояния.
Броски мяча со штрафной линии. Двусторонняя игра в б/б.
Волейбол – 4 ч.
Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях в спортзале. Предупреждение травматизма на
занятиях по волейболу. Правила игры в волейбол.
Практическая часть: Приём и передача мяча на месте и в движении.
Подача (прямая-нижняя и верхняя; боковая – нижняя и верхняя). Розыгрыш мяча на три
паса. Двусторонняя игра в волейбол.
Настольный теннис – 3 ч.
Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях по настольному теннису. Правила игры в
настольный теннис, оборудования и инвентарь. Краткий обзор развития настольного
тенниса.
Практическая часть: Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева.
Различные виды жонглирования мячами. Игры с мячом у стены. Подачи: толчком слева
без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча
вверх, справа с вращением мяча вверх. Одиночные и парные игры.
Зимние виды спорта – 6 ч.
Хоккей – 3 ч.
Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях физкультурой и спортом при низких
температурах зимой. Предупреждение травматизма при низких температурных условий.
Практическая часть: Подготовка места для катка.
-заливка катка, подготовка льда и уход за ним;
- элементарные правила в хоккее на льду;
- ведение шайбы;
6

- ведение шайбы с обводкой;
- передача и приём шайбы;
- броски по воротам;
- двусторонняя игра в хоккей.
Лыжная подготовка – 3 ч.
Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях по лыжной подготовке.
Практическая часть: подготовка лыжной трассы, передвижение на лыжах
попеременными и одновременными ходами. Подъемы и спуски на лыжах. Игры на лыжах,
санках, «ватрушках».
Волейбол – 2 ч.
Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по волейболу.
Правила игры в волейбол.
Практическая часть: Совершенствование техники приёма и передача мяча на месте и в
движении. Совершенствование техники прямой – верхней подачи. Двусторонняя игра в
волейбол.
Настольный теннис – 2 ч.
Теоретические сведения:
Правила игры в настольный теннис. Предупреждение
травматизма при занятиях по настольному теннису.
Практическая часть: Совершенствование изученных приемов. Чередование нескольких
приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча. Поочередные
контрудары слева и справа по диагонали. Атакующие удары. Одиночные и парные игры.
Волейбол – 4 ч.
Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по волейболу.
Правила игры в волейбол; действия игроков на площадке.
Практическая часть: Совершенствование техники приема передачи мяча.
Совершенствование техники подачи мяча (снизу и сверху). Нападающий удар.Тактика
игры в нападении. Действия игроков в защите. Двусторонняя игра в волейбол.
Футбол – 4 ч.
Теоретические сведения: Предупреждение травматизма при игре в футбол.
Практическая часть:
Совершенствование изученных ударов. Удар носком и пяткой. Остановка грудью.
Ведение мяча внешней частью подъема. Обводка и финты. Перехват мяча. Тактика в атаке
и обороне.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».