Приложение к адаптированной образовательной программе дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» Рабочая программа по физкультурно-оздоровительному направлению дополнительного образования ОФП (12-14 лет) Разработал и реализует программу учитель высшей категории Ю.И. Алексеев 2021г. 1 Предполагаемые результаты программы «Общая физическая подготовка» Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; — представлять ОФП как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — организовывать и проводить занятия ОФП с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; — характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; 2 — в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; — выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях Планируемый результат: формирование установок здорового образа жизни; формирование навыков самоконтроля, самонаблюдения и саморегуляции; снижение заболеваемости простудными заболеваниями и гриппом; знание и соблюдение правил игр; знание правил спортивных игр (пионербол, баскетбол, футбол); умение играть в спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол); воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде; отсутствие вредных привычек. Выпускник научится: ориентироваться в понятиях «ОФП», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие основных систем организма; раскрывать на примерах (из истории) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие; ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость) и различать их между собой; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Выпускник получит возможность: выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. Способы физкультурной деятельности Выпускник научится: отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками; измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой. Выпускник получит возможность научиться: целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. Физическое совершенствование Выпускник научится: 3 выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств; выполнять организующие строевые команды и приемы; выполнять акробатические упражнения на спортивных снарядах; выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах; выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание и броски мяча разного веса и объема); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. Выпускник получит возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; играть в баскетбол по упрощенным правилам; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке; Содержание курса по ОФП ОФП – форма занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий. Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий ОФП. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед. Гимнастические упражнения прикладного характера. 4 Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию. На материале спортивных игр: Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. На материале гимнастики с основами акробатики Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; разновидности ходьбы, глубокие выпады; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты. «Выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений по развитию гибкости. Развитие координации: преодоление простых препятствий; передвижение с изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу. Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета. Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы). Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах. Общая характеристика учебного предмета. Программа спортивной секции ОФП предусматривает обучение различным видам спорта и подготовку сборной команды школы к предстоящим соревнованиям, согласно календарного плана спортивно – массовых мероприятий. Программа включает в себя такие виды спорта: футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, настольный теннис, гимнастика, легкая атлетика. Программа ОФП имеет большое прикладное значение, ведь с её помощью развиваются основные физические качества – выносливость, сила, скорость, гибкость, ловкость, что широко применяется в повседневной жизни, в частности – в трудовой деятельности. Во время занятия ОФП приобретаются навыки координации движений, быстрого экономического передвижения и рационального выполнения в сложных физических упражнений. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие её моральных 5 качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей). Срок реализации программы 1 год Программный материал Теоретические сведения Баскетбол Зимние виды спорта Волейбол Футбол Наст. теннис Всего 34 I 9 4 6 4 9 9 6 II 7 В процессе занятий III 10 IV 8 6 3 2 4 2 5 4 4 Футбол – 5 ч. Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по футболу. Практическая часть: Правила игры в футбол. Передвижение футболистов: бег скрестным шагом, приставным шагом. Удары по мячу внутренней стороной стопы и серединой подъема. Остановка мяча подошвой. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема. Штрафные и свободные удары. Баскетбол – 4 ч. Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по б/б. Правила игры в б/б. Практическая часть: Ведение и прием передачи мяча. Приём и передача мяча на месте и в движении. Броски мяча с близкого расстояния. Броски мяча с дальнего расстояния. Броски мяча со штрафной линии. Двусторонняя игра в б/б. Волейбол – 4 ч. Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях в спортзале. Предупреждение травматизма на занятиях по волейболу. Правила игры в волейбол. Практическая часть: Приём и передача мяча на месте и в движении. Подача (прямая-нижняя и верхняя; боковая – нижняя и верхняя). Розыгрыш мяча на три паса. Двусторонняя игра в волейбол. Настольный теннис – 3 ч. Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях по настольному теннису. Правила игры в настольный теннис, оборудования и инвентарь. Краткий обзор развития настольного тенниса. Практическая часть: Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева. Различные виды жонглирования мячами. Игры с мячом у стены. Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх. Одиночные и парные игры. Зимние виды спорта – 6 ч. Хоккей – 3 ч. Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях физкультурой и спортом при низких температурах зимой. Предупреждение травматизма при низких температурных условий. Практическая часть: Подготовка места для катка. -заливка катка, подготовка льда и уход за ним; - элементарные правила в хоккее на льду; - ведение шайбы; 6 - ведение шайбы с обводкой; - передача и приём шайбы; - броски по воротам; - двусторонняя игра в хоккей. Лыжная подготовка – 3 ч. Теоретические сведения: Т.Б. на занятиях по лыжной подготовке. Практическая часть: подготовка лыжной трассы, передвижение на лыжах попеременными и одновременными ходами. Подъемы и спуски на лыжах. Игры на лыжах, санках, «ватрушках». Волейбол – 2 ч. Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по волейболу. Правила игры в волейбол. Практическая часть: Совершенствование техники приёма и передача мяча на месте и в движении. Совершенствование техники прямой – верхней подачи. Двусторонняя игра в волейбол. Настольный теннис – 2 ч. Теоретические сведения: Правила игры в настольный теннис. Предупреждение травматизма при занятиях по настольному теннису. Практическая часть: Совершенствование изученных приемов. Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали. Атакующие удары. Одиночные и парные игры. Волейбол – 4 ч. Теоретические сведения: Предупреждение травматизма на занятиях по волейболу. Правила игры в волейбол; действия игроков на площадке. Практическая часть: Совершенствование техники приема передачи мяча. Совершенствование техники подачи мяча (снизу и сверху). Нападающий удар.Тактика игры в нападении. Действия игроков в защите. Двусторонняя игра в волейбол. Футбол – 4 ч. Теоретические сведения: Предупреждение травматизма при игре в футбол. Практическая часть: Совершенствование изученных ударов. Удар носком и пяткой. Остановка грудью. Ведение мяча внешней частью подъема. Обводка и финты. Перехват мяча. Тактика в атаке и обороне. 7