Рабочая программа по учебному предмету Математические представления и конструирование 8 класс

Приложение
к адаптированной общеобразовательной программе
обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта
с умственной отсталостью, со сложными дефектами,
с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно – двигательного аппарата
ГКОУ ЛО « Лесобиржская школа – интернат»

Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления и конструирование»
8 класс

Разработала программу
учитель первой категории
Сергеева Е. П.

2020г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Результаты (предполагаемые) изучения предмета «Математические представления и конструирование» разделены на две группы усвоения
программного материала.
1 группа;
 находить и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, трапеция.
 конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на
магнитной доске или на фланелеграфе, конструировать из палочек.
 обводить геометрические фигуры по трафарету и самостоятельно
 группировать фигуры по форме, цвету и размеру.
 дифференцировать предметы по длине и высоте, ширине.
 выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
 уметь ориентироваться в пространстве;
 изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя
рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использовать вербальные и невербальные
средства в процессе показа и называния пространственных отношений.
 определять количество предметов;
 соотносить числа в пределах первого десятка с количеством предметов (исходя из возможностей обучающихся);
 узнавать и называть изученные числа;
 графически изображать цифры,
 знать количественные понятия: много, мало, поровну.
 использовать часы в реальной жизни, показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить
стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам, выполнять практические действия за
определенное время (до 5 минут).
 решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах десяти, увеличивать и
уменьшать каждое число на 1, 2 (в пределах 10).
 решать примеры «+», «-« 1,2 с помощью калькулятора и самостоятельно.
 знать меру емкости - литр.
 уметь пользоваться линейкой и совершать измерительные действия
 знать, показывать и чертить линии – прямую, кривую, отрезок;
 знать о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
2 группа:
 конструирование из палочек простые геометрические фигуры;
 находить и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,

 обводить геометрические фигуры по трафарету, опорным точкам, выполнять штриховку
 различать предметы по величине и размеру;
 уметь конструировать по образцу;
 дифференцировать предметы по длине и высоте, ширине.
уметь ориентироваться в пространстве, знать «право», «лево».
 знать количественные понятия: много, мало, поровну.
 узнавать и называть изученные числа;
 соотносить числа в пределах пяти с количеством предметов (исходя из возможностей обучающихся);
 уметь конструировать цифры по образцу.
 знать предназначение часов в реальной жизни.
 знать времена года и определять по картинкам-иллюстрациям сезонные изменения в природе
 познакомить с мерой емкости – литр
 познакомить с предметом измерения длины – линейкой.
 называть и показывать линии – прямую, кривую, отрезок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 четверть
Конструирование – 6 часов. Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами, с тематическими сборно-разборными
игрушками, с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы. Складывание
разрезных картинок по образцу (игрушки, овощи, фрукты, животные), узнавание целого предмета по фрагментам и называние его. Дидакти
ческие игры, развивающие восприятие отношений объектов на основе величины и формирующие представления о ее относительности (с
использованием одноименных конструкторов, но разных размеров и изготовленных из разных материалов, например, настольные пазлыкартинки из картона и полифункциональный модульный набор «Напольные пазлы», деревянная пирамидка из пяти частей и напольный
модуль «Пирамида»).
Представления о форме - 3 часа. Выбор учащимися круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (по образцу и по словесной
инструкции). Соотнесение плоскостных и пространственных фигур Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретим, опорным
точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур из пластилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшеничке),
грифельной доске, в тетради. Конструирование фигур из палочек (счетные палочки, палочки Кюизенера) по подражанию и по образцу (дома,
окошки, солнышко, елка).
Представления о величине - 3 часа. Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (большой — маленький, широкий — узкий).
Использование приемов наложения и приложения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по шторным точкам изображений
различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).
Пространственные представления – 2 часа. Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по стрелкамвекторам (информационные знаки «Выход»), по элементарному плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. Игровые упражнения,

связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по
образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях).
Временные представления – 2 часа. Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег). Работа с
календарями природы и погоды.
Количественные представления – 10 часов. Игры и упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества (формирование
представлений о возможности разъединения множества из любых предметов). Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 в правильном
и перевернутом расположении, дорисовывание цифр. Рисование цифр от 1 до 6 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка
цифр из пластилина, конструирование из деталей (их частей разрезанных шаблоном цифр, палочек и т. п.). Знакомство с монетами
достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет). Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с
открытым результатом на наглядном материале в предел их шести, с арифметическими задачами-иллюстрациями с закрытым результатом в
пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание.
Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =).
2 четверть
Конструирование – 3 часа. Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим
выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе.
Конструирование из палочек (например, счетных, палочек Кюизенера) по образцу.
Представления о форме - 2 часа. Соотнесение частей конструкции с частями игрушки или конструкции-образца в процессе
конструктивных и дидактических игр. Знакомство учащихся с линией (прямая, извилистая, как волна). Рисование линий на песке, манке
(пшеничке), на бумаге, выкладывание линий с помощью ниток, веревок, различных шнуров и т. п. Измерительные приборы — линейка.
Показ приемов измерения.
Представления о величине – 2 часа. Сравнение величины путем сопоставления двух объектов (длинный — короткий, высокий — низкий).
Использование приемов наложения и приложения. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по шторным точкам изображений
различной величины (вместе с учителем и самостоятельно). Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по шторным точкам
изображений различной величины (вместе с учителем и самостоятельно).
Пространственные представления – 2 часа. Формирование ориентировки учащихся в трехмерном пространстве (в помещении), в
двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги в альбоме, в тетради) по словесной
инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам).
Временные представления – 2 часа. Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни. Показ стрелок часов. Называние и показ
времени — от 1 до 5 часов на часах. Игры с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной
инструкции).
Количественные представления – 10 часов. Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 в правильном и перевернутом
расположении, дорисовывание цифр. Рисование цифр от 1 до 7 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из
пластилина, конструирование из деталей (их частей разрезанных шаблоном цифр, палочек и т. п.). Знакомство с арифметическими задачамииллюстрациями с открытым результатом на наглядном материале в предел их шести, с арифметическими задачами-иллюстрациями с
закрытым результатом в пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы
на сложение и вычитание. Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =).

3 четверть
Конструирование – 4 часа. Конструирование улицы (например, дом, проезжая часть) после предварительного наблюдения (экскурсии).
Совместная с учащимися постройка разных зданий: жилой дом-башня с одним входом, школа (невысокое, длинное здание с несколькими
входами), магазин. Конструирование из палочек (например, счетных, палочек Кюизенера) по образцу.
Представления о форме – 3 часа. Выбор учащимися круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба (по образцу и по словесной
инструкции). Группировка предметов по форме (по образцу и по словесной инструкции). Невербальная классификация, сериация фигур по
одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша. Соотнесение плоскостных и пространственных фигур.
Рисование круга, квадрата, треугольника по трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно. Лепка пространственных фигур из
пластилина, пата и т. п. Рисование фигур на песке, манке (пшеничке), грифельной доске, в тетради.
Представления о величине – 3 часа. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной
величины (вместе с учителем и самостоятельно). Измерительные приборы — линейка, сантиметр. Показ приемов измерения учащимся.
Размер называет учитель, но действия выполняет учащийся. Измерение с помощью меток. Упражнения в определении размеров одежды с
использованием приемов наложения и приложения, совместного с учителем измерения сантиметром.
Пространственные представления – 3 часа. Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному
плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. Практические действия по ориентировке учащихся в трехмерном пространстве (в
помещении), в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги в альбоме, в тетради) по
словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). «Письмо» стрелок от одной картинки к другой.
Временные представления – 3 часа. Выделение по наиболее характерным признакам и называние времени года. Уточнение представлений
учащихся: снегопад, вьюга, мороз. Работа с календарями природы и погоды. Обучение учащихся использованию часов в реальной жизни.
Показ стрелок часов. Упражнения со стрелками на игрушечных часах. Регулирование времени по часам (по песочным часам, по таймеру).
Выполнение практических действий за определенное время (до 5 минут).
Количественные представления – 14 часов. Знакомство с числом и цифрой 8, 9. Обучение учащихся называнию числового ряда в прямом
порядке от 1 до 9 и обратном порядке от 9 до 1 (устный счет) на наглядном материале. Формирование умений учащихся подбирать
последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число (исходя из индивидуальных
возможностей учащихся). Развитие понимания отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1),
формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 9). Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в
правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр. Рисование цифр от 1 до 9 по трафарету, по опорным точкам,
самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (из частей разрезанных шаблонов цифр, палочек и т. п.).
Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, с
арифметическими задачами-иллюстрациями с закрытым результатом в пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе
простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использование для решения арифметических задач набора цифр
и знаков (+, -, =).
4 четверть
Конструирование - 2 часа. Обучение учащихся конструированию по объемному образцу (мосты, ворота и пр.) с последующим
выкладыванием аналогичной конструкции из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе. Конструирование из палочек
(например, счетных, палочек Кюизенера) по образцу.

Представления о форме – 2 часа. Выбор учащимися круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, ромба, трапеция (по образцу и по
словесной инструкции). Группировка предметов по форме (по образцу и по словесной инструкции). Невербальная классификация, сериация
фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша.
Представления о величине – 2 часа. Измерительные приборы — линейка, сантиметр. Показ приемов измерения учащимся. Размер
называет учитель, но действия выполняет учащийся. Измерение с помощью меток. Упражнения в определении размеров одежды с ис
пользованием приемов наложения и приложения, совместного с учителем измерения сантиметром. Знакомство с мерой емкости – литр.
Пространственные представления – 2 часа. Перемещение учащихся в пространстве класса по словесной инструкции, по элементарному
плану-схеме (карта маршрута) и самостоятельно. Рисование по клеткам.
Временные представления – 2 часа. Выделение по наиболее характерным признакам и называние времени года. Работа с календарями
природы и погоды.
Количественные представления – 14 часов. Знакомство с числом и цифрой 10. Обучение учащихся называнию числового ряда в прямом
порядке от 1 до 10 и обратном порядке от 10 до 1 (устный счет) на наглядном материале. Формирование умений учащихся подбирать
последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число (исходя из индивидуальных
возможностей учащихся). Развитие понимания отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1и .д.),
формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Упражнения в узнавании цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание цифр. Рисование цифр от 1 до 10 по трафарету, по опорным точкам,
самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (из частей разрезанных шаблонов цифр, палочек и т. п.).
Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, с
арифметическими задачами-иллюстрациями с закрытым результатом в пределах двух-трех. Решение и составление на наглядной основе
простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использование для решения арифметических задач набора цифр
и знаков (+, -, =).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1-2

3-4
5-6

Тема
Конструирование - 6 часов
Тренировочные упражнения
на развитие умения
различать геометрические
фигуры.
Конструирование фигур из
палочек по образцу.
Конструирование фигур из
палочек по о словесной
инструкции.

Колво
час

2

2
2

Планируемые результаты усвоения учебного материала
1 группа

2 группа

конструировать по объемному
образцу с последующим
выкладыванием аналогичных
конструкций из плоскостных
элементов на магнитной доске или на
фланелеграфе, конструировать из
палочек.

конструировать по образцу с
последующим выкладыванием
аналогичных конструкций из
плоскостных элементов,
крупного строительного
конструктора, конструировать
из палочек по образцу или
совместно с учителем.

Характеристика деятельности
обучающихся
Последовательное выделение
каждого фрагмента на картинке.
Объединение их в одно целое.
Конструирование по объемному
образцу с последующим
выкладыванием аналогичной
конструкции из плоских
эдементов. Создание из детского
строительного набора и палочек
плоских элементов.

7-8

9-10

1112
1314
1516
17
18
19

20

21
22
23

24

Количественные представления – 10 часов.
Выделение одного-шести
2
узнавать и называть изученные числа;
предметов из множества
предметов.
определять количество предметов;
Упражнения в узнавании
2
соотносить числа в пределах шести с
цифр 1-13 в правильном и
количеством предметов
перевернутом
расположении.
уметь конструировать цифры по
Упражнения в узнавании
2
образцу.
цифр 1-13 на зашумленных
картинках.
Дорисовывание цифр от 1 до 2
13 по трафаретам.
Дорисовывание цифр от 1 до 2
13 по опорным точкам.
Стартовая работа.
Представления о форме - 3 часа.
Группировка предметов по
1
находить и называть геометрические
форме с опорой на образец.
фигуры: круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник, овал,
Группировка предметов по
1
ромб
форме по словесной
инструкции.
обводить геометрические фигуры по
Выкладывание плоскостных 1
трафарету и самостоятельно
фигур из природного
материала.
группировать фигуры по форме,
цвету и размеру.

узнавать
и
изученные числа;

называть Образование, называние,
обозначение цифрой (запись)
чисел от 1 до 6.
соотносить числа в пределах Числовой ряд в пределах 6.
пяти с количеством предметов Соотношение количества
(исходя из возможностей предметов с числом.
обучающихся);
Сравнение чисел в пределах 6.
уметь конструировать цифры
по образцу.

находить и называть
геометрические фигуры: круг,
квадрат, прямоугольник,
треугольник,
обводить геометрические
фигуры по трафарету,
опорным точкам, выполнять
штриховку

Представления о величине - 3 часа
Сравнение предметов по
1
группировать фигуры по форме,
различать
предметы
по
величине (2-3шт.)
цвету и размеру.
величине и размеру;
различать понятия «большой
Группировка предметов по
1
дифференцировать предметы по
– маленький,
широкийвеличине.
длине
и
высоте,
ширине.
узкий»
знать
количественные
Раскрашивание, штриховка
1
понятия:
много,
мало,
изображений разной
поровну.
величины.
Пространственные представления – 2 часа.
Использование вербальных и 1
изменять положения частей
тела уметь ориентироваться в
невербальных средств в
(поднять руки, вытянуть их вперед, пространстве,
знать

Геометрические фигуры (круг,
овал, квадрат. треугольник,
прямоугольник):распознавание,
называние.
Определение формы предметов
путем соотнесения фигур с
предметами (похожа на…)
Составление ритмических
композиций из фигур по образцу.

Сравнение двух предметов по
величине (большой-маленький,
широкий-узкий)
Сравнение трех-четырех
предметов по величине (большой,
самый большой, маленький,
самый маленький, одинаковые)
Определение положения «слева»,
«справа» применительно к

26

процессе называния и показа
пространственных
отношений..
Развитие ориентировки
1
учащихся на плоскости
подноса с манкой или
песком.
Временные представления – 2 часа
Три осенних месяца.
1

27

Календарь погоды

25

28
2930

3132

3334

Конструирование - 3 часа
Создание простейших
построек из конструктора.
Работа со сборноразборными игрушками.

1

1
2

Представления о форме – 2 часа.
Выбор учащимися
2
геометрических фигур .
Классификация фигур.
Найди фигуру.

поднять одну руку) по образцу, по «право», «лево».
словесной инструкции, стоя рядом с Знать и уметь показать на
учителем, напротив него.
листе бумаги середину,
верхние и нижний угол

положению предмета в
пространстве относительно себя,
по отношению друг к другу, на
плоскости.

знать времена года, порядке их
следования, сезонные изменения в
природе.

знать времена года и
определять по картинкамиллюстрациям
сезонные
изменения в природе

Перечисление осенних месяцев.
Узнавание и называние дней
недели.
Работа с календарем погоды.

уметь строить по
образцу, конструирование по объемному
образцу с последующим выкладыванием
аналогичных конструкций из
плоскостных элементов

уметь конструировать по
образцу с последующим
выкладыванием
аналогичных конструкций
из плоскостных элементов,
крупного строительного
конструктора,
конструировать из палочек
по образцу или совместно с
учителем

Построение по
образцу, конструирование по
объемному образцу с
последующим выкладыванием
аналогичных конструкций из
плоскостных элементов.

группировать фигуры по форме, цвету и
размеру.

различать предметы
величине и размеру;

Представления о величине – 2 часа
Рисование изображений
2
уметь сравнивать два и несколько
различной величины по
предметов по величине (длинныйопорным точкам.
короткий, высокий-низкий).
Уметь штриховать, обводить по
трафаретам изображения различной
величины

по Группировать предметы по форме
(по образцу, по словесной
инструкции). Умение выбирать
из предложенных фигур круг,
квадрат, треугольник,
прямоугольник (по образцу и по
словесной инструкции)..

уметь обводить
геометрические фигуры по
трафарету, опорным
точкам, выполнять
штриховку

Сравнение двух предметов разной
величины.
Штриховка, обводка по
трафаретам, по опорным точкам
изображения различной величины
(вместе с учителем и
самостоятельно).

35
36

37
38

39
4041

42
43

4445
46

4748

Пространственные представления – 2 часа.
Перемещение в
1
Уметь перемещаться в пространстве
пространстве класса.
класса по словесной инструкции, по
стрелкам-векторам
Дидактическая игра "Найди
1
игрушку в классе"

Временные представления – 2 часа
Будильник. Часы. Показ
1
времени от 1 до 12 часов.
Регулирование времени по
1
часам (5 минут).
Астрономические символы:
звезды, тучи, облака.

показывать стрелки часов, называть и
показывать время от 1 до 12 часов на
часах, переводить стрелки на указанное
время (по образцу, по словесной
инструкции),

Количественные представления – 10 часов.
Цифры 0 - 13
1
определять количество предметов;
Рисование по трафарету,
2
соотносить числа в пределах пяти
лепка из пластилина,
с количеством предметов
выкладывание из природных
материалов, палочек и
решать
арифметические
задачишнурков цифр от 1 до 13.
иллюстрации
с
открытым
результатом
1
Промежуточная
на наглядном материале в пределах
проверочная работа.
десяти,
увеличивать и уменьшать
Знакомство с числом и
1
каждое число на 1, 2 (в пределах 14).
цифрой 14. «Какая цифра
спряталась?»
узнавать и называть изученные числа;
Число и цифра 14..
1
Соотношение числа и
графически изображать цифры,
предмета.
Счет в пределах 14.. Прямой 2
и обратный.
Арифметические действия.
Решение задач-иллюстраций 2
с открытым результатом в
пределах 14.
Конструирование - 4 часа

уметь ориентироваться в
пространстве,
знать
«право»,
«лево».

Перемещение в пространстве
класса по словесной инструкции,
по стрелкам-векторам
(информационные знаки
«Выход»), по элементарному
плану-схеме (карта маршрута) и
самостоятельно.

знать
предназначение Использование часов в реальной
часов в реальной жизни.
жизни. Показывать стрелки часов,
называть и показывать время.
показать как двигаются
Переводить стрелки игрушечных
стрелки часов.
часов на указанное время (по
уточнить понятия звезды,
образцу, по словесной
тучи, облака.
инструкции). Определять время
года по характерным признакам,
узнавать
и
называть Образование, называние,
изученные числа;
обозначение цифрой (запись)
чисел от 1 до 10..
соотносить
числа
в Числовой ряд в пределах 10.
пределах
пяти
с Соотношение количества
количеством
предметов предметов с числом.
(исходя из возможностей Сравнение чисел в пределах 10.
обучающихся);
Арифметические действия «+». ««.
уметь
конструировать Решение задач по картинкам,
цифры по образцу.
выбор арифметического действия.
Работа с калькулятором.
Решение простых примеров «+»,
«-« 1, 2.

4950
5152

53
54

55

56

57
58

59
60

61

62
63

Конструирование игрушек
из элементов строительных
наборов.
Знакомство с объемными
фигурами (кубом, шаром).

2

уметь строить по образцу и
самостоятельно предметы на
заданную тему

уметь конструировать по образцу
с последующим выкладыванием
аналогичных конструкций из
плоскостных элементов, крупного
строительного конструктора,
конструировать из палочек по
образцу или совместно с учителем

Конструирование по образцу.
Сравнение палочек по цвету и
величине.
Постройки по образцу (после его
предварительного анализа).

группировать фигуры по форме,
цвету и размеру

находить и называть
геометрические фигуры: круг,
квадрат, прямоугольник,
треугольник,
обводить геометрические фигуры
по трафарету, опорным точкам,
выполнять штриховку

Практические действия, игровые
упражнения на группировку
предметов по форме, на
соотнесение плоских и объемных
форм, на выбор предметов по
образцам с ориентировкой на
форму.

2

Представления о форме – 3 часа.
Рисование геометрических
1
фигур.
Закрепление представлений
1
о линии (прямая,
извилистая).
Составление композиций из 1
фигур по образцу.
Представления о величине – 3 часа
Раскрашивание, штриховка,
1
обводка по трафарету
изображений различной
величины.
Измерительные приборы –
1
линейка, сантиметр.
Величина. Упражнения с
1
палочками.

находить и называть
геометрическую фигуру

Уметь штриховать, обводить по
трафаретам изображения
различной величины.
уметь пользоваться линейкой и
совершать измирительные
действия
показывать и чертить линии –
прямую, кривую, отрезок;

Пространственные представления – 3 часа.
Игровые упражнения на
1
Уметь ориентироваться в
перемещения в пространстве
пространстве
Упражнение в определении
1
пространственных
Знать «право»- «лево»
отношений.
Движение в определенном
1
направлении. Вправо –
влево.
Временные представления – 3 часа
Упражнения с игрушечными 1
показывать стрелки часов,
часами.
называть и показывать время от
1 до 6 часов на
Регулирование времени по
1
часах, переводить стрелки на
часам (5 минут).

уметь обводить геометрические
фигуры по трафарету, опорным
точкам, выполнять штриховку.
познакомить
с
предметом
измерения длины – линейкой.

Группировать предметы по форме
(по образцу, по словесной
инструкции). Умение выбирать из
предложенных фигур круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник (по
образцу и по словесной
называть и показывать линии – инструкции).
прямую, кривую, отрезок
Пользоваться линейкой.
уметь
ориентироваться
пространстве
знать «право», «лево»

знать предназначение
реальной жизни.

часов

показать как двигаются стрелки

в Выполнение упражнения с опорой
на условные обозначения и по
словесной инструкции.
Игры в ориентировке в
пространстве.

в

Использование часов в реальной
бытовой жизни. Показ стрелок
часов. Называние и показ на часах
времени: от 1 до 7.

64

65
66
67

68

69

70

71

72

7375

7678

79

Называние и показ на часах
времени от 1 до 7

1

указанное время (по образцу, по
словесной инструкции),

Количественные представления – 14 часов.
Цифры от 1 до 14.
1
определять количество
предметов;
Счет в пределах 14.. Прямой 1
и обратный.
соотносить числа в пределах
Рисование по трафарету,
1
девяти
с количеством
лепка из пластилина,
предметов
выкладывание из природных
материалов, палочек и
решать арифметические задачишнурков цифр.
иллюстрации с открытым
Знакомство с числом и
1
результатом на наглядном
цифрой 15. «Какая цифра
материале в пределах девяти,
спряталась?»
увеличивать и уменьшать
Число и цифра 15..
1
каждое число на 1, 2 (в пределах
Соотношение числа и
16).
предмета.
Знакомство с числом и
1
цифрой 16. «Какая цифра
узнавать и называть изученные
спряталась?»
числа;
Число и цифра 16.
1
Соотношение числа и
графически изображать цифры,
предмета.
Счет в пределах 16. Прямой
решать примеры «+», «-« 1,2 с
и обратный
помощью калькулятора и
Письмо изученных цифр по
1
самостоятельно.
опорным точкам и
самостоятельно.
Повторение ранее
3
изученного материала (числа
1 – 16, сложение и
вычитание). Работа с
калькулятором.
Решение задач-иллюстраций 3
с открытым результатом в
пределах 16.
Конструирование - 2 часа
Составление транспорта из
1
конструировать по объемному

часов.
уточнить понятия звезды, тучи,
облака.

Упражнения с игрушечными
часами, перевод стрелок на
указанное время.

узнавать и называть изученные Образование, называние,
числа;
обозначение цифрой (запись) чисел
от 1 до 12.
соотносить числа в пределах пяти Числовой ряд в пределах 12.
с количеством предметов (исходя Соотношение количества
из возможностей обучающихся);
предметов с числом.
Сравнение чисел в пределах 12.
уметь конструировать цифры по Арифметические действия «+». «-«.
образцу.
Решение задач по картинкам, выбор
арифметического действия.
Работа с калькулятором.
Решение простых примеров «+», «« 1, 2.
Решение задач по картинкам, выбор
арифметического действия.

конструирование из палочек

Последовательное выделение

80

81
82

83
84

85

86

87
88

89

геометрических фигур.
Составление целого
изображения из разрезных
картинок

1

Представления о форме – 2 часа.
Рисование линий на песке,
1
манке.
Лепка пространственных
1
фигур из пластилина.

образцу с последующим
выкладыванием аналогичных
конструкций из плоскостных
элементов на магнитной доске
или на фланелеграфе

простые геометрические фигуры;

группировать фигуры по
форме, цвету и размеру.

находить и называть
геометрические фигуры: круг,
квадрат, прямоугольник,
треугольник
обводить геометрические фигуры
по трафарету, опорным точкам,
выполнять штриховку

находить и называть
геометрическую фигуру.
трапеция

Представления о величине – 2 часа
Линейка. Измерение.
1
знать меру емкости - литр.
Мера ёмкости - литр.
1
уметь пользоваться линейкой и
совершать измирительные
действия
знать, показывать и чертить
линии – прямую, кривую,
отрезок;
Пространственные представления – 2 часа.
Игровые упражнения на
1
Слышать и выполнять задания в
перемещения в
заданном направлении, знать и
пространстве.
понимать расположения «левоправо», «вверх-вниз», «надРисование фигур по клеткам. 1
под», «сзади-спереди».
Временные представления – 2 часа.
показывать стрелки часов, называть
Упражнения с игрушечными 1
и показывать время от 1 до 12 часов
часами.
на часах, переводить стрелки на
Время суток.
1
указанное время (по образцу, по
словесной инструкции),

Количественные представления – 14 часов.
Упражнения «Вставь
1
определять количество
пропущенную цифру»,
предметов;

каждого фрагмента на картинке,
объединение в одно целое.

уметь конструировать по образцу;

Практические действия, игровые
упражнения на группировку
предметов по форме, на
соотнесение плоских и объемных
форм, на выбор предметов по
образцам с ориентировкой на
форму.

познакомить с мерой емкости – Практические измерительные
литр
действия.
Практические упражнения по
познакомить с предметом
определению емкости конкретных
измерения длины – линейкой.
предметов путем заполнения их
жидкостью (водой) с
называть и показывать линии –
использованием мерной кружки
прямую, кривую, отрезок.
(литровой банки).
выполнять задания в заданном
направлении, знать и понимать
расположения «лево-право»,
«вверх-вниз», «над-под», «сзадиспереди»
уметь ориентироваться на
собственном теле и лице

Выполнение упражнения с опорой
на условные обозначения и по
словесной инструкции.

знать предназначение часов в
реальной жизни.
показать как двигаются стрелки
часов.

Использование часов в реальной
бытовой жизни. Показ стрелок часов.
Упражнения с игрушечными часами,
перевод стрелок на указанное время.

узнавать и называть изученные Образование, называние,
числа;
обозначение цифрой (запись) чисел

90

91

92
93
9495
9699

100102
Итого

«Разложи по порядку»,
«Соедини цифры по
порядку».
Знакомство с числом и
цифрой 17. «Какая цифра
спряталась?»
Число и цифра 17.
Соотношение числа и
предмета.
Счет в пределах 17. Прямой
и обратный
Итоговая проверочная
работа.
Письмо изученных цифр по
опорным точкам и
самостоятельно
Повторение ранее
изученного материала (числа
1 – 17, сложение и
вычитание). Работа с
калькулятором.
Решение задач-иллюстраций
с открытым результатом в
пределах 5 и 10.

1

1

1
1
2

соотносить числа в пределах
десяти с количеством
предметов
решать арифметические задачииллюстрации
с
открытым
результатом
на
наглядном
материале в пределах десяти,
увеличивать
и
уменьшать
каждое число на 1, 2.
узнавать и называть изученные
числа;
графически изображать цифры,

4

3

102

решать примеры «+», «-« 1,2 с
помощью калькулятора и
самостоятельно.

от 1 до 13.
соотносить числа в пределах пяти Числовой ряд в пределах 13.
с количеством предметов (исходя Соотношение количества
из возможностей обучающихся);
предметов с числом.
Сравнение чисел в пределах 13.
уметь конструировать цифры по Арифметические действия «+». «-«.
образцу.
Решение задач по картинкам, выбор
арифметического действия.
Работа с калькулятором.
Решение простых примеров «+», «« 1, 2.
Решение задач по картинкам, выбор
арифметического действия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».