Положение об итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов.pdf

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Рассмотрено
на Педагогическом совете
протокол № 2 от 01.11.2023 г.

Согласовано
УТВЕРЖДЕНО
с Советом родителей
Пр. от 15.01.2024 г. № 2 осн./деят.
протокол № 2 от 13.11. 2023г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с:
 Федеральном Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказом от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
 Приказом Министра просвещения РФ от 24.11.2022г. «Об утверждении Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта
2021 года №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
 Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.10.2013 г. № 1145 «Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
 Уставом ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат».
1.2.Положение регулирует порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждении.
1.3.При проведении итоговой аттестации проверяются соответствие знаний выпускников
требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в
практической деятельности.
2. Порядок и формы организации итоговой аттестации обучающихся
2.1.К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 классов, обучающиеся 11 классов,
окончившие классы, освоившие адаптированную основную общеобразовательную
программу, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного
плана и обучавшиеся по выбранному трудовому обучению не менее двух последних лет.
2.2.Допуск к итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оформляется протоколом педсовета, на основании
которого издается приказ по школе.
2.3.Для проведения итоговой аттестации обучающихся по решению ГБОУ ЛО

1

«Лесобиржская школа-интернат»:
 создаётся экзаменационная комиссия;
 персональный состав экзаменационной комиссии утверждается распорядительным
актом учреждения.
3. Итоговая аттестация обучающихся, окончивших 9 класс
3.1.Обучающиеся, окончившие 9 класс, проходят итоговую аттестацию в форме экзамена по
трудовому обучению.
3.2.Экзамен по трудовому обучению может проводиться в следующей форме:
 устный экзамен в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по
билетам;
 экзамен в форме собеседования на основе выполненной практической работы;
 экзамен в форме тестирования.
3.3.Форма проведения экзамена зависит от особенностей психофизического развития
обучающегося.
3.4.Устный экзамен в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по
билетам. Экзаменационный билет по профильному труду состоит из двух теоретических
вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по
материаловедению, специальной технологии, а также из практической экзаменационной
работы.
3.5.Экзамен в форме собеседования на основе выполненной практической работы.
Собеседование проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы
членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности
выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и
приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
Данная форма экзамена рекомендуется для обучающихся с низким уровнем
обученности.
3.6.Экзамен в форме тестирования. Данная форма проведения экзамена рекомендована
обучающимся, для которых устный ответ на экзамене в присутствии членов комиссии
может стать очень сильным стрессовым фактором. Данная форма может быть
предложена неговорящим учащимся и обучающимся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью.
3.6.1. Для не читающих обучающихся предлагается тестовая работа в форме пиктограмм,
предметных и сюжетных картинок, наглядного материала. Объём тестовых заданий
не должен превышать 15-20 заданий с выбором правильного ответа из
предложенных.
3.6.2. Время, отводимое на выполнение тестового задания, - 15-20 минут. Подготавливается
несколько вариантов тестовых заданий для обучающихся с разным уровнем
подготовленности и с учётом психофизических возможностей.
4. Итоговая аттестация обучающихся, окончивших 11 классы.
4.1.По окончании 11 класса обучающиеся защищают курсовую работу.
4.2.Объём курсовой работы составляет до 15 страниц печатного текста. На защиту курсовой
работы отводится 15-20 мин.
4.3.При оценивании практической части экзаменационной работы учитываются отметки за
год и характеристика руководителя практики.
5. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся, занимающихся на дому по
индивидуальному учебному плану
5.1.Обучающиеся на дому по итогам 9 класса сдают экзамен по трудовому обучению при
условии наличия данного предмета в индивидуальном учебном плане обучающегося.

2

5.2.Итоговая аттестация проводится по программе, которую ученик(ца) освоили в полном
объеме. Для обучающегося индивидуально готовится экзаменационный материал,
утверждается состав экзаменационной комиссии, дата проведения экзамена.
5.3.При отсутствии в учебном плане трудового обучения обучающийся освобождается от
процедуры аттестации.
5.4.От сдачи экзаменов могут освобождаться обучающиеся с текущими заболеваниями,
обучающиеся на дому по индивидуальной программе, с умеренной умственной
отсталостью (на основании заключения врача или решения ППк).
6. Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью, реализующих ФАООП УО (ИН)
6.1.Обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, по завершению реализации АООП УО
(ИН) проходят итоговую аттестацию в форме двух испытаний:
 первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
 второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
7. Порядок и формы организации итоговой оценки качества освоения АООП
обучающимися с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью,
тяжёлыми и множественными нарушениями развития, реализующими
ФАООП УО (ИН) вариант 2).
7.1.Итоговая оценка качества освоения обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой
умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития АООП
осуществляется организацией.
7.2.Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП УО (ИН) вариант 2
является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие
жизненной компетенции обучающихся.
7.3.Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
 что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
7.4.При оценке результативности обучения учитываются следующие факторы и проявления:
 особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
 выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др.;
 в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся
оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным
действиям и др.;
 при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности
ребенка.
7.5.Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года
путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в
естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить
результаты обучения.
7.6.Итоги освоения отражённого в СИПР содержания и анализ результатов обучения
позволяет составить развёрнутую характеристику учебной деятельности ребёнка,

3

оценить динамику развития его жизненных компетенций.
8. Требования к экзаменационным материалам
8.1.Экзаменационные материалы разрабатываются экзаменующим учителем и формируются
образовательным учреждением самостоятельно, являясь частью фонда оценочных
средств АООП учреждения.
8.2.Приложение к экзаменационным материалам может включать:
 пособия, обеспечивающие дифференцированный подход к обучающимся с
различными возможностями и способностями,
 учебные пособия для подготовки к экзаменам,
 информационно-технологические карты,
 сигнальные таблицы,
 опорные схемы и др.
8.3.Результаты экзамена оформляются протоколом. (см. приложение)
9. Критерии оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
9.1.Оценка практической части экзаменационной работы.
Работа оценивается на «5» если:
 обучающийся показал высокий уровень сформированности общетрудовых умений и
навыков (ориентировка, планирование, самоконтроль);
 выполнил работу самостоятельно;
 работа выполнена в полном соответствии с требованиями к качеству и технологии.
Работа оценивается на «4» если:
 обучающийся показал средний уровень сформированности общетрудовых умений и
навыков;
 выполнил работу с небольшой помощью учителя;
 работа выполнена с 1-2 легко устранимыми ошибками в технологии и
незначительным снижением качества.
Работа оценивается на «3» если:
 обучающийся показал уровень сформированности общетрудовых умений и навыков
ниже среднего;
 выполняет работу только с помощью учителя;
 работа выполнена с 2-3 значительными ошибками, в технологии влияющими на
качество выполненной работы.
Работа оценивается на «2» если:
 обучающийся показал низкий уровень сформированности общетрудовых умений и
навыков;
 не может справиться с работой даже при помощи учителя;
 работа выполнена менее, чем на половину объёма, со множественными
значительными нарушениями требований к качеству и технологии.
9.2.Оценка устных ответов.
Ответ оценивается на «5» если:
 обучающийся полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренное
программой.
Ответ оценивается на «4» если:
 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа.
 допущены 1 -2 недочёта при освещении второстепенного содержания ответа,
исправленные по замечанию учителя.
Ответ оценивается на «3» если:
 неполно и непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее

4

содержание вопроса.
 имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий исправленные
после нескольких наводящих вопросов учителя.
9.3.Итоговая оценка за экзамен
 выставляется на основании оценок, занесённых в протокол: за год, за практическую
экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за
практическую экзаменационную работу.
10. Заключительные положения
10.1.Положение об итоговой аттестации обучающихся, освоивших адаптированные
основные общеобразовательные программы может быть изменено и дополнено в
соответствии с вновь изданными нормативными актами федерального и регионального
уровней.

5

Приложение
«___» _________20__ г.

ПРОТОКОЛ
оценки учебно-трудовой деятельности за период обучения
обучающихся ________ класса
Комиссия в составе председателя __________________________________________________
(Ф.И.О)

Учителя трудового обучения ______________________________________________________
(Ф.И.О)

и членов _______________________________________________________________________
(Ф.И.О.)

оценила учебно-трудовую
рекомендации:

№

подготовленность

выпускников

и

вынесла

следующие

Оценка
устного ответа
Оценка
Фамилия, имя,
(собеседования,
Рекомендаци
Годовая практической(их)
Итоговая
отчество
защита
и
оценка экзаменационной
оценка
выпускника
курсовой
комиссии
работ(ы)
работы,
проекта)

Председатель комиссии _________________/_____________________/
Члены комиссии ______________/________________________/
_______________/_________________________/
_____________/__________________________/

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».