Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы» Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом протокол № 2 от 01.11.2023г. «Утверждено» приказом от 15.01.2024г. № 2 осн./деят. ПОЛОЖЕНИЕ об оказании дефектологической помощи в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Положение об оказании дефектологической помощи в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» регламентирует деятельность учреждения и в части оказания дефектологической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и организацию работы учителя-дефектолога. 1.2. Целью деятельности Учреждения по оказанию дефектологической помощи являются предоставление специальной помощи в освоении содержания образовательных программ, восполнение дефицитов психофизического развития, необходимых для формирования учебных навыков, социальных и жизненных компетенций. 1.3. Специальная дефектологическая помощь оказывается в рамках системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в Учреждении и поддерживается диагностическим, коррекционно-развивающим, консультативно-просветительским, профилактическим, организационнометодическим, аналитическим направлениями. 1.4. Задачами Учреждения по оказанию дефектологической помощи являются: -организация и проведение дефектологической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции нарушений; 1 -организация проведения коррекционно-развивающих обучающимися с выявленными нарушениями; занятий с -динамическое изучение развития обучающихся, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития обучающегося; -организация пропедевтической дефектологической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных вторичных нарушений, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; -консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания дефектологической работы с обучающимися. 2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИИ 2.1. Количество штатных единиц учителей-дефектологов определяется исходя из количества обучающихся, имеющих в заключении психологомедико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) рекомендации об организации коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, из расчета 1 штатная единица учителя-дефектолога на 20 обучающихся. 2.2. При оказании дефектологической помощи в Учреждении ведётся документация: График работы учителя-дефектолога. Годовой план работы учителя-дефектолога. Комплектование и расписание занятий учителя-дефектолога. Журнал учета посещаемости дефектологических занятий. Результаты диагностики обучающихся. Рабочие программы коррекционно-развивающих дефектологических занятий на группу обучающихся со схожими дефицитами развития. Индивидуальные карты развития обучающихся, получающих дефектологическую помощь. Аналитический отчёт по итогам работы за год. 2.3.Срок хранения документов учителя-дефектолога составляет три года с момента завершения оказания дефектологической помощи. 2 2.4. Обучающиеся могут получать дефектологическую помощь независимо от формы обучения. 2.5. Зачисление на дефектологические занятия обучающихся и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Учреждения. 2.6. Зачисление и отчисление обучающихся на дефектологические занятия производится в течение всего учебного года. 2.7. Комплектование групп осуществляется на основании результатов дефектологической диагностики с учетом выраженности нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.8. Учитель-дефектолог проводит отбор содержания коррекционногоразвивающей работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по вариативным программам, в том числе: -коррекции и развития сенсорной и сенсомоторной сферы; -коррекции и развития пространственных отношений и временных представлений; -расширения представлений об окружающем мире; -коррекции познавательной деятельности на учебном материале; -коррекции и развития базовых логических операций, приемов мыслительной деятельности. 2.9. Дефектологическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое. 2.10. По запросу педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, стойко не усваивающих образовательную программу. 2.11. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки неусвоения образовательной программы, и оформлено обращение к учителюдефектологу. 2.12. После получения обращения учитель-дефектолог проводит диагностические мероприятия на основании личного заявления родителей 3 (законных представителей) и (или) согласия родителей несовершеннолетнего обучающегося. 2.13. Дефектологические занятия проводятся в кабинетах, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья. 3. РЕЖИМ ОКАЗАНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИИ 3.1. Дефектологические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Учреждения и расписания коррекционно-развивающих дефектологических занятий, утверждённых руководителем Учреждения. 3.2. В рабочее время учителя-дефектолога включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 занятий в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и циклограммой работы специалиста: -диагностическая (диагностика развития обучающихся); -консультативно-просветительская с участниками образовательных отношений (административными и педагогическими работниками, родителями/законными представителями, обучающимися); -профилактическая (в том числе изучение деятельности обучающихся в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий); -организационно-методическая (в том числе разработка методических и дидактических материалов для занятий с обучающимися; участие в работе психолого-педагогических консилиумов, методических объединений, педагогических советов; ведение документации); -аналитическая (анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося, оценка его эффективности). 3.3. Дефектологические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-дефектологом с учетом выраженности нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк, 4 3.4. Продолжительность проведения дефектологических занятий составляет: в 1 (дополнительном) - 1 классах: групповое занятие - 35 мин, индивидуальное – 25 мин; во 2 - 11 (13) классах: групповое занятие - 40 мин, индивидуальное – 25 мин. 5