Положение об оказании дефектологической помощи.pdf

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая
адаптированные образовательные программы»

Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
протокол № 2 от 01.11.2023г.

«Утверждено»
приказом от 15.01.2024г. № 2 осн./деят.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании дефектологической помощи
в ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение об оказании дефектологической помощи в ГБОУ ЛО
«Лесобиржская школа-интернат» регламентирует деятельность учреждения и
в части оказания дефектологической помощи обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и организацию работы
учителя-дефектолога.
1.2. Целью деятельности Учреждения по оказанию дефектологической
помощи являются предоставление специальной помощи в освоении
содержания
образовательных
программ,
восполнение
дефицитов
психофизического развития, необходимых для формирования учебных
навыков, социальных и жизненных компетенций.
1.3. Специальная дефектологическая помощь оказывается в рамках системы
психолого-педагогического сопровождения обучающихся в Учреждении и
поддерживается
диагностическим,
коррекционно-развивающим,
консультативно-просветительским, профилактическим, организационнометодическим, аналитическим направлениями.
1.4. Задачами Учреждения по оказанию дефектологической помощи
являются:
-организация и проведение дефектологической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции нарушений;

1

-организация
проведения
коррекционно-развивающих
обучающимися с выявленными нарушениями;

занятий

с

-динамическое изучение развития обучающихся, контроль над соответствием
программы обучения реальным достижениям и уровню развития
обучающегося;
-организация пропедевтической дефектологической работы с обучающимися
по предупреждению возникновения возможных вторичных нарушений,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
-консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания дефектологической работы с обучающимися.
2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Количество штатных единиц учителей-дефектологов определяется
исходя из количества обучающихся, имеющих в заключении психологомедико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) рекомендации об
организации коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,
из расчета 1 штатная единица учителя-дефектолога на 20 обучающихся.
2.2. При оказании дефектологической помощи в Учреждении ведётся
документация:







График работы учителя-дефектолога.
Годовой план работы учителя-дефектолога.
Комплектование и расписание занятий учителя-дефектолога.
Журнал учета посещаемости дефектологических занятий.
Результаты диагностики обучающихся.
Рабочие программы коррекционно-развивающих дефектологических
занятий на группу обучающихся со схожими дефицитами развития.
 Индивидуальные карты развития обучающихся, получающих
дефектологическую помощь.
 Аналитический отчёт по итогам работы за год.
2.3.Срок хранения документов учителя-дефектолога составляет три года с
момента завершения оказания дефектологической помощи.

2

2.4. Обучающиеся могут получать дефектологическую помощь независимо
от формы обучения.
2.5. Зачисление на дефектологические занятия обучающихся и их отчисление
осуществляется на основании распорядительного акта руководителя
Учреждения.
2.6. Зачисление и отчисление обучающихся на дефектологические занятия
производится в течение всего учебного года.
2.7. Комплектование групп осуществляется на основании результатов
дефектологической диагностики с учетом выраженности нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Учитель-дефектолог проводит отбор содержания коррекционногоразвивающей работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по
вариативным программам, в том числе:
-коррекции и развития сенсорной и сенсомоторной сферы;
-коррекции и развития пространственных отношений и временных
представлений;
-расширения представлений об окружающем мире;
-коррекции познавательной деятельности на учебном материале;
-коррекции и развития базовых логических операций, приемов мыслительной
деятельности.
2.9. Дефектологическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2.10. По запросу педагогических работников и родителей (законных
представителей) обучающихся возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, стойко не усваивающих
образовательную программу.
2.11. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки неусвоения
образовательной программы, и оформлено обращение к учителюдефектологу.
2.12. После получения обращения учитель-дефектолог проводит
диагностические мероприятия на основании личного заявления родителей

3

(законных представителей) и (или) согласия родителей несовершеннолетнего
обучающегося.
2.13. Дефектологические занятия проводятся в кабинетах, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их
здоровья.

3. РЕЖИМ ОКАЗАНИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В УЧРЕЖДЕНИИ
3.1. Дефектологические занятия с обучающимися проводятся с учетом
режима работы Учреждения и расписания коррекционно-развивающих
дефектологических занятий, утверждённых руководителем Учреждения.
3.2. В рабочее время учителя-дефектолога включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 занятий в неделю за
ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа,
предусмотренная
трудовыми
(должностными)
обязанностями
и
циклограммой работы специалиста:
-диагностическая (диагностика развития обучающихся);
-консультативно-просветительская
с
участниками
образовательных
отношений (административными и педагогическими работниками,
родителями/законными представителями, обучающимися);
-профилактическая (в том числе изучение деятельности обучающихся в
процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и
занятий);
-организационно-методическая (в том числе разработка методических и
дидактических материалов для занятий с обучающимися; участие в работе
психолого-педагогических консилиумов, методических объединений,
педагогических советов; ведение документации);
-аналитическая (анализ процесса коррекционного воздействия на развитие
обучающегося, оценка его эффективности).
3.3. Дефектологические занятия с обучающимися проводятся в
индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий
определяется учителем-дефектологом с учетом выраженности нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк,

4

3.4. Продолжительность проведения дефектологических занятий составляет:
в 1 (дополнительном) - 1 классах:
групповое занятие - 35 мин, индивидуальное – 25 мин;
во 2 - 11 (13) классах:
групповое занятие - 40 мин, индивидуальное – 25 мин.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».