Учебный план к АООП образования детей с выраженным недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с РАС, с нарушениями ОДА), отношения с которыми возникли до 01.09.2016

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной программе
для обучающихся с выраженным недоразвитием интеллекта
(с умственной отсталостью, со сложными дефектами,
с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата) образовательные отношения
с которыми возникли до 01.09.2016 года

Разработан и принят
решением педагогического совета
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»
Протокол № 1 от 29.08.2024г.
с учетом мнения
Совета родителей (законных представителей)
обучающихся
протокол № 1 от 02.09.2024г.

Утвержден
Приказ № 75осн./деят. от 02.09.2024г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью,
со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
на 2024-2025 учебный год

г. Кингисепп
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный
план-документ,
который
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание образования детей и подростков с умеренной умственной отсталостью, со
сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата (БУП II вариант).
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от
30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка осуществления и организации образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О
внесении изменений в Порядок осуществления и организации образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2022г.).
5. Методические рекомендации «Об организации образовательной деятельности в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования в 2024/2025 учебном году» Комитета общего и
профессионального образования Ленинградской области.
6. Приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного
срока использования исключенных учебников».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП2.4.3648-20).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014
№1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
2

трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями).
Режим функционирования образовательного учреждения.
Организация образовательной деятельности регламентируется календарным
учебным графиком, принятым решением педагогического совета с учетом мнения Совета
родителей.
Учебный план ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на 2024/2025 учебный
год является частью адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования детей с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года обеспечивает
выполнение требований к организации образовательной деятельности и режиму дня,
установленных
СП2.4.3648-20,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28,
СанПиН1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и предусматривает: 2-летний
срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с умственной отсталостью со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата –
для X–I классов.
Продолжительность учебного года составляет в X- классе-34 учебные недели.
Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год
начинается 2 сентября 2024 года.
Учебный год условно делится на полугодия в - классах, являющиеся
периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение
образовательных программ.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательного учреждения, состоящего из перечня учебных предметов, занятий по
выбору и школьного компонента недолжно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Классы
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)



I

34

34

В предельно допустимую учебную нагрузку не входят часы занятий, включенные в
коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-1).
Учебные занятия проводятся в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Начало
занятий в 9 часов 00 минут.
Учебный день условно делится на две части: первая – уроки по утвержденному
расписанию, вторая – занятия внеурочной деятельности, коррекционные занятия.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели.
Для всех обучающихся X-I классов после 3 урока организована динамическая
перемена (не менее 20 минут).
С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на
уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Продолжительность урока в X-I классах составляет 40 минут.
Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между
уроками – не менее 10 минут каждая.

3

Урок
1урок
2урок
3урок
4урок
5урок
6урок
7урок

Расписание звонков.
Время
Продолжительность перемены
09.00 – 09.40.
09.50 – 10.30.
10.40 – 11.20.
11.40 – 12.20.
12.35 – 13.15.
13.30. -14.10.
14.25. -15.05.

10 мин
10 мин
20 мин*
15 мин
15 мин
15 мин.
-

динамическая перемена.

*-

Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной
деятельности и дополнительного образования – не менее 30 минут.
Изучение учебных предметов, занятий по выбору, школьного компонента
организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»).
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества
часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным
программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и
о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной
организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках
внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается
как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических
работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с
учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы
коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой
образовательной
организации,
реализующей
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, также подлежат тарификации.
Особенности учебного плана.
Учебный план позволяет определить основные направления образования и задачи
коррекционного развития детей и подростков школьного возраста с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью, обучающихся в образовательном учреждении и на дому.
Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков:
 гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые
образовательные потребности;
 разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения;
 поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности
образования;
 интегративное изучение отдельных дисциплин.
Учебный план включает:
4



перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
 рекомендации по распределению учебного времени между отдельными
образовательными областями и учебными предметами, учитывающие
методические рекомендации по организации деятельности образовательных
учреждений надомного обучения, и др.;
 максимальный объем учебной нагрузки по классам.
Обучение учащихся предполагается по образовательным программам и планам,
разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума
школы в рамках данной «Программы». По рекомендациям школьного ППк для
обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно разработать индивидуальный
маршрут обучения, в соответствии с которым обучающийся осваивает некоторые учебные
предметы по программам «Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида»; 5-9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой или Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; 5-9 классы под
редакцией В. В. Воронковой
Особенности организации учебного процесса.
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и
познавательных возможностей обучающегося.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных
знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих
относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также
развитие социально значимых качеств личности.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией
детей относится к пропедевтическому уровню образованности.
Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и
письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления и
конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и
движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура.
В 2024-2025 учебном году к занятиям по выбору образовательной организации
отнесены: изобразительная деятельность и изучаем родной край (проектная
деятельность), обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии.
На уроках домоводства, социально-бытовой ориентировке, сельскохозяйственного
труда, декоративно-прикладного труда классы делятся на 2 группы.
Обучение должно осуществляться индивидуально или группами (не более 5 человек).
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость
учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана учреждения.
Учебный план должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях.
Предполагается согласование индивидуального образовательного маршрута обучающегося
с его родителями или лицами, их заменяющими.
Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в
неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития
обучающихся, с характером протекания заболевания.
Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным
областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения
им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания,
социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с
классом обучения (СанПиН 1.2.3685-21).
Параллельно с образовательной подготовкой осуществляется коррекционная помощь
на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий
эмоционального, социального, интеллектуального развития ребёнка с выраженной
5

интеллектуальной недостаточностью (с умственной отсталостью, со сложными
дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата).
На протяжении всего обучения детей с выраженной интеллектуальной
недостаточностью инструктором лечебной физкультуры, учителями – логопедами,
педагогом
–
психологом
оказывается
коррекционная,
максимально
индивидуализированная помощь, позволяющая реализовывать индивидуальную
траекторию интеллектуального развития ребёнка.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании педагогического совета.
Годовой учебный план основного общего образования обучающихся с выраженным
недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
на 2024-2025 учебный год
10 класс
№
1
2
3
4
5
6

7
8

Количество часов в неделю
10
11
Всего

Учебный предмет
Развитие речи и окружающий
мир
Альтернативное чтение
Графика и письмо
Математические представления и
конструирование

Музыка и движение
конструирование
Здоровье и основы
безопасности
жизнедеятельности
Социально-бытовая
ориентировка
Домоводство

68

68

136

68
102

68
102

136
204

102

102

204

-

-

-

68

68

136

34

-

34

136

136

272

Технология
(сельскохозяйственный
340
труд, декоративноприкладной труд)
10 Адаптивная физкультура
102
Итого
1020
Занятия по выбору образовательного учреждения
1 Изобразительная деятельность
68
Изучаем родной край (проектная
2. деятельность)
68

408

748

68
1020

170
2040

68

136

68

136

Итого:

136

272

1156

2312

68

68

136

34

34

68

102
1258

102
1258

204
2516

9

136

Предельно допустимая учебная
1156
нагрузка при 5-ти дневной учебной
неделе
Школьный компонент. Коррекционные занятия

1. Ритмика
2 Игротека
Итого

Итого к финансированию

6

Недельный учебный план общего образования обучающихся с выраженным
недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с
расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на
2024-2025 учебный год
10 класс
№
1
2
3
4
5
6

Количество часов в неделю
10
11
Всего

Учебный предмет
Развитие речи и окружающий
мир
Альтернативное чтение
Графика и письмо

2

2

4

2
3

2
3

4
6

Математические представления и
конструирование

3

3

6

Музыка и движение
конструирование

-

-

-

2

2

4

-

1

4

8

12

22

2
30

5
60

2

4

2

4

4

8

34

68

2

4

1

2

3
37

6
74

Здоровье и основы
безопасности
жизнедеятельности

Социально-бытовая
1
ориентировка
8 Домоводство
4
9 Технология
(сельскохозяйственный
10
труд, декоративноприкладной труд)
10 Адаптивная физкультура
3
Итого
30
Занятия по выбору образовательного учреждения
1 Изобразительная деятельность
2
2. Изучаем родной край (проектная
2
деятельность)
Итого:
4
7

Предельно допустимая учебная
нагрузка при 5-ти дневной учебной
неделе

34

Школьный компонент. Коррекционные занятия
1 Ритмика
2
2 Развитие психомоторики и
1
сенсорных процессов
Итого

3
37

Итого к финансированию

7

Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся
Основное направление обучения в данных классах является максимально возможная
социальная адаптация, вовлечение обучающегося в процесс социальной интеграции и
личностной самореализации.
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб,
элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной
успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних
собственных достижений).
Аттестация обучающихся производится по итогам полугодий в 10-11 классах по
пятибалльной системе оценок. Промежуточная аттестация в 10-11 классах осуществляется
без прекращения образовательной деятельности в форме контрольных и диагностических
работ, собеседований, тестирования по учебным предметам учебного плана.
Итоговый контроль предполагает выявление уровня овладения навыками:
самообслуживания; сельскохозяйственного и бытового труда, бытового общения, письма
и элементарного счёта, правильного поведения.
Для обучающихся 11 класса проводится экзамен по технологии (содержание и форма
экзамена устанавливается индивидуально в соответствии с психофизическими
особенностями обучающегося и его реальными возможностями).
Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную
программу основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью со
сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016
года согласован с Советом родителей.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».