Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с выраженным недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года Разработан и принят решением педагогического совета ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» Протокол № 1 от 29.08.2024г. с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) обучающихся протокол № 1 от 02.09.2024г. Утвержден Приказ № 75осн./деят. от 02.09.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Лесобиржская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на 2024-2025 учебный год г. Кингисепп 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план-документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата (БУП II вариант). При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка осуществления и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2021 и действует до 01.09.2027). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок осуществления и организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (приказ вступает в силу с 01.09.2022г.). 5. Методические рекомендации «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в 2024/2025 учебном году» Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. 6. Приказ Минпросвещения России от 21 февраля 2024 г. № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП2.4.3648-20). 8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в 2 трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями). Режим функционирования образовательного учреждения. Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным графиком, принятым решением педагогического совета с учетом мнения Совета родителей. Учебный план ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» на 2024/2025 учебный год является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования детей с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года обеспечивает выполнение требований к организации образовательной деятельности и режиму дня, установленных СП2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, СанПиН1.2.3685-21, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 и предусматривает: 2-летний срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – для X–I классов. Продолжительность учебного года составляет в X- классе-34 учебные недели. Образовательный процесс проводится во время учебного года. Учебный год начинается 2 сентября 2024 года. Учебный год условно делится на полугодия в - классах, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из перечня учебных предметов, занятий по выбору и школьного компонента недолжно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Классы Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) I 34 34 В предельно допустимую учебную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область (Письмо МО РФ от 06.09.2002 № 03-51-1). Учебные занятия проводятся в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Начало занятий в 9 часов 00 минут. Учебный день условно делится на две части: первая – уроки по утвержденному расписанию, вторая – занятия внеурочной деятельности, коррекционные занятия. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Для всех обучающихся X-I классов после 3 урока организована динамическая перемена (не менее 20 минут). С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Продолжительность урока в X-I классах составляет 40 минут. Проведение нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками – не менее 10 минут каждая. 3 Урок 1урок 2урок 3урок 4урок 5урок 6урок 7урок Расписание звонков. Время Продолжительность перемены 09.00 – 09.40. 09.50 – 10.30. 10.40 – 11.20. 11.40 – 12.20. 12.35 – 13.15. 13.30. -14.10. 14.25. -15.05. 10 мин 10 мин 20 мин* 15 мин 15 мин 15 мин. - динамическая перемена. *- Перерыв между окончанием уроков и началом занятий групп внеурочной деятельности и дополнительного образования – не менее 30 минут. Изучение учебных предметов, занятий по выбору, школьного компонента организуется с использованием учебников, включенных в Федеральный перечень (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»). Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации. Особенности учебного плана. Учебный план позволяет определить основные направления образования и задачи коррекционного развития детей и подростков школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в образовательном учреждении и на дому. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков: гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности; разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения; поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования; интегративное изучение отдельных дисциплин. Учебный план включает: 4 перечень учебных предметов, обязательных для изучения учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; рекомендации по распределению учебного времени между отдельными образовательными областями и учебными предметами, учитывающие методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, и др.; максимальный объем учебной нагрузки по классам. Обучение учащихся предполагается по образовательным программам и планам, разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума школы в рамках данной «Программы». По рекомендациям школьного ППк для обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно разработать индивидуальный маршрут обучения, в соответствии с которым обучающийся осваивает некоторые учебные предметы по программам «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; 5-9 классы под редакцией И. М. Бгажноковой или Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; 5-9 классы под редакцией В. В. Воронковой Особенности организации учебного процесса. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов: альтернативное чтение, графика и письмо, развитие речи и окружающий мир, математические представления и конструирование, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, музыка и движение, социально-бытовая ориентировка, ручной труд, адаптивная физкультура. В 2024-2025 учебном году к занятиям по выбору образовательной организации отнесены: изобразительная деятельность и изучаем родной край (проектная деятельность), обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. На уроках домоводства, социально-бытовой ориентировке, сельскохозяйственного труда, декоративно-прикладного труда классы делятся на 2 группы. Обучение должно осуществляться индивидуально или группами (не более 5 человек). Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана учреждения. Учебный план должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях. Предполагается согласование индивидуального образовательного маршрута обучающегося с его родителями или лицами, их заменяющими. Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания. Объем учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого учащегося индивидуально и зависит от уровня усвоения им минимума содержания образования, ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов, но не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения (СанПиН 1.2.3685-21). Параллельно с образовательной подготовкой осуществляется коррекционная помощь на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. Целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий эмоционального, социального, интеллектуального развития ребёнка с выраженной 5 интеллектуальной недостаточностью (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата). На протяжении всего обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью инструктором лечебной физкультуры, учителями – логопедами, педагогом – психологом оказывается коррекционная, максимально индивидуализированная помощь, позволяющая реализовывать индивидуальную траекторию интеллектуального развития ребёнка. Учебно-методический комплекс утвержден на заседании педагогического совета. Годовой учебный план основного общего образования обучающихся с выраженным недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на 2024-2025 учебный год 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов в неделю 10 11 Всего Учебный предмет Развитие речи и окружающий мир Альтернативное чтение Графика и письмо Математические представления и конструирование Музыка и движение конструирование Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Социально-бытовая ориентировка Домоводство 68 68 136 68 102 68 102 136 204 102 102 204 - - - 68 68 136 34 - 34 136 136 272 Технология (сельскохозяйственный 340 труд, декоративноприкладной труд) 10 Адаптивная физкультура 102 Итого 1020 Занятия по выбору образовательного учреждения 1 Изобразительная деятельность 68 Изучаем родной край (проектная 2. деятельность) 68 408 748 68 1020 170 2040 68 136 68 136 Итого: 136 272 1156 2312 68 68 136 34 34 68 102 1258 102 1258 204 2516 9 136 Предельно допустимая учебная 1156 нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе Школьный компонент. Коррекционные занятия 1. Ритмика 2 Игротека Итого Итого к финансированию 6 Недельный учебный план общего образования обучающихся с выраженным недоразвитием интеллекта (с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на 2024-2025 учебный год 10 класс № 1 2 3 4 5 6 Количество часов в неделю 10 11 Всего Учебный предмет Развитие речи и окружающий мир Альтернативное чтение Графика и письмо 2 2 4 2 3 2 3 4 6 Математические представления и конструирование 3 3 6 Музыка и движение конструирование - - - 2 2 4 - 1 4 8 12 22 2 30 5 60 2 4 2 4 4 8 34 68 2 4 1 2 3 37 6 74 Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Социально-бытовая 1 ориентировка 8 Домоводство 4 9 Технология (сельскохозяйственный 10 труд, декоративноприкладной труд) 10 Адаптивная физкультура 3 Итого 30 Занятия по выбору образовательного учреждения 1 Изобразительная деятельность 2 2. Изучаем родной край (проектная 2 деятельность) Итого: 4 7 Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе 34 Школьный компонент. Коррекционные занятия 1 Ритмика 2 2 Развитие психомоторики и 1 сенсорных процессов Итого 3 37 Итого к финансированию 7 Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся Основное направление обучения в данных классах является максимально возможная социальная адаптация, вовлечение обучающегося в процесс социальной интеграции и личностной самореализации. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Аттестация обучающихся производится по итогам полугодий в 10-11 классах по пятибалльной системе оценок. Промежуточная аттестация в 10-11 классах осуществляется без прекращения образовательной деятельности в форме контрольных и диагностических работ, собеседований, тестирования по учебным предметам учебного плана. Итоговый контроль предполагает выявление уровня овладения навыками: самообслуживания; сельскохозяйственного и бытового труда, бытового общения, письма и элементарного счёта, правильного поведения. Для обучающихся 11 класса проводится экзамен по технологии (содержание и форма экзамена устанавливается индивидуально в соответствии с психофизическими особенностями обучающегося и его реальными возможностями). Учебный план, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, образовательные отношения с которыми возникли до 01.09.2016 года согласован с Советом родителей. 8