Приложение к адаптированной образовательной программе дополнительного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат» Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Читай-ка» Возраст обучающихся: (9-12 лет) Разработала и реализует программу педагога дополнительного образования Мошкарёвой А.С. 2021г. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В результате освоении программы дополнительного образования «Читай-ка» формируются следующие предметные умения, • осознавать значимость чтения для личного развития; • формировать потребность в систематическом чтении; • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу. Регулятивные умения: • уметь работать с книгой; • уметь самостоятельно работать с учебным произведением; • уметь работать в парах и группах, участвовать литературных играх; • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; • ориентироваться в мире книг; • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: • участвовать в беседе о прочитанной книге; • оценивать поведение героев с точки зрения морали; • участвовать в конкурсах чтецов; • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д. Срок реализации программы 1 год. Данная программа реализуется для обучающихся 9-12 лет. В соответствии с календарным учебным графиком на 2020-2021 уч. год. Количество часов в неделю: 1 час; за год 34 часа. Содержание курса Книга, здравствуй (2 ч) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Книгочей — любитель чтения (2 ч) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». Книги о твоих ровесниках (4 ч) Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурскроссворд «Имена героев детских книг». Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч) Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. 2 Писатели-сказочники (4 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателейсказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» Книги о детях (2 ч) Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книгисборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Книги о животных (2 ч) Книги-сборники В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Старые добрые сказки (4 ч) Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги- сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч) Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Защитникам Отечества посвящается (4 ч) Книги о защитниках Отечества. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. По страницам любимых книг (2ч) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение». Тематическое планирование 1 год обучения ( 34 недели по 2ч. в неделю ) № п.п. 1 2 3 4. 5 6 7 8 9 10 11 Раздел, тема Книга, здравствуй (2 ч) Книгочтей—любитель чтения (2 ч) Книги о твоих ровесниках (4 ч) Крупицы народной мудрости. Книгисборники (4 ч) Писатели-сказочники (4 ч) Книги о детях (2 ч) Книги о животных (2 ч) Старые добрые сказки (4 ч) Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч) Защитникам Отечества посвящается (4 ч) По страницам любимых книг (2ч) Итого: Количество часов 2а,4а 5а 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 34 часа 3 Тематическое планирование п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 план факт. Тема урока Книга, здравствуй (2 ч) Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Структура книги (элементы книги). Книгочей — любитель чтения (2 ч) Экскурсия в библиотеку (районную, муниципальную) Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. Книги о твоих ровесниках (4 ч) Выставка книг о детях. Структура книги. Книги В. Осеевой. Книгасборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. Книги Н. Носова, В. Драгунского. Аппарат книги. Типы книг. Крупицы народной мудрости. Книгисборники (4ч) Содержание Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Художественные книги. Художникиоформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Викторина «Что вы знаете о книге?». Деятельность обучающихся Оформление рукописной книги. Участие в конкурсе пословиц. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Ремонт книг. Ремонт книг из школьной Викторина библиотеки Работа с каталожной карточкой. Участие в игре и викторине. Игра «Я — библиотекарь». Читальный зал. Чтение и Библиотечный урок «Дети — герои рассматривание книги В. Железникова детских книг». Выставка книг. Книги«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских которому семь лет».Участие в конкурсеписателей. Конкурс- кроссворд «Имена кроссворде. Презентация книг о детях - ровесниках героев детских книг». (устные отзывы). Работа в группах. Живой журнал «Парад героевсверстников» (инсценирование отдельных Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и эпизодов из рассказов о детях). журналов. Детские журналы «Почитайка», «Зёрнышко». Книги-сборники малых жанров фольклора. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Рукописная книга Выставка книг о детях. Библиотечные плакаты «Герои- ровесники». Библиотечный стенд (плакат) «Г ерои детских книг» Подбор тематических загадок и пословиц. Сборник закличек или считалок. 4 11 Писатели-сказочники (4 ч) 12 Книги о детях (2 ч) 13 Книги о животных (2 ч) 14 Старые добрые сказки (4 ч) 15 Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников.Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Книги-сборники В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги- сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Минипроекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». . Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» Участие в игре и викторине. Викторина Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Ремонт книг. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов Поисковая работа 5 16 Защитникам Отечества посвящается (4 ч) 17 По страницам любимых книг (4ч) всего Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». 34 часа 6