Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования Читай-ка

Приложение
к адаптированной образовательной
программе дополнительного образования
для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГБОУ ЛО «Лесобиржская школа-интернат»

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования
художественно-эстетического направления для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Читай-ка»
Возраст обучающихся: (9-12 лет)

Разработала и реализует
программу педагога
дополнительного образования
Мошкарёвой А.С.

2021г.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
В результате освоении программы дополнительного образования «Читай-ка»
формируются следующие
предметные умения,
• осознавать значимость чтения для личного развития;
• формировать потребность в систематическом чтении;
• уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Регулятивные умения:
• уметь работать с книгой;
• уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
• уметь работать в парах и группах, участвовать литературных играх;
• уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
• прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
• ориентироваться в мире книг;
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
• участвовать в беседе о прочитанной книге;
• оценивать поведение героев с точки зрения морали;
• участвовать в конкурсах чтецов;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Срок реализации программы 1 год.
Данная программа реализуется для обучающихся 9-12 лет. В соответствии с
календарным учебным графиком на 2020-2021 уч. год. Количество часов в неделю: 1 час;
за год 34 часа.
Содержание курса
Книга, здравствуй (2 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс
«Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги.
Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.
Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы
знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В.
Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный
зал. Чтение и рассматривание В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурскроссворд «Имена героев детских книг». Читальный зал. Чтение произведений о детях на
страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко»
(электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из
рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки.
2

Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателейсказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок»
Книги о детях (2 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книгисборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Книги о животных (2 ч)
Книги-сборники В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и
обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги- сборника.
Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По
страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Защитникам Отечества посвящается (4 ч)
Книги о защитниках Отечества. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Былины
и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках
Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о
Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок:
книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация
любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная
творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее
чтение».
Тематическое планирование 1 год обучения ( 34 недели по 2ч. в неделю )
№
п.п.
1
2
3
4.
5
6
7
8
9
10
11

Раздел, тема

Книга, здравствуй (2 ч)
Книгочтей—любитель чтения (2 ч)
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Крупицы народной мудрости. Книгисборники (4 ч)
Писатели-сказочники (4 ч)
Книги о детях (2 ч)
Книги о животных (2 ч)
Старые добрые сказки (4 ч)
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)
Защитникам Отечества посвящается (4 ч)
По страницам любимых книг (2ч)
Итого:

Количество часов
2а,4а
5а
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1

2
1
1
2
2
2
1
34 часа

3

Тематическое планирование
п/п
1
2
3
4

5

6

7
8
9

10

план

факт.

Тема урока
Книга, здравствуй (2 ч)
Роль книги в жизни человека.
История создания книги.
Первая печатная книга на Руси.
Структура книги (элементы
книги).
Книгочей — любитель
чтения (2 ч)
Экскурсия в библиотеку
(районную,
муниципальную)
Правила поведения в
библиотеке. Алфавитный
каталог. Каталожная карточка.
Книги о твоих
ровесниках (4 ч)
Выставка книг о детях.
Структура книги.
Книги В. Осеевой. Книгасборник.
Книги Е. Пермяка. Титульный
лист.
Книги Н. Носова, В.
Драгунского. Аппарат книги.
Типы книг.
Крупицы народной
мудрости. Книгисборники (4ч)

Содержание
Роль книги в жизни человека. Учебная
книга и её справочный аппарат.
Художественные книги. Художникиоформители. Иллюстрации в книге и их
роль. Правила работы с книгой.
Библиотека.
Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный
каталог.
Назначение библиотечного каталога.
Викторина «Что вы знаете о книге?».

Деятельность обучающихся
Оформление рукописной книги. Участие
в конкурсе пословиц. Читальный зал:
самостоятельное чтение выбранной
книги.
Ремонт книг.

Ремонт книг из
школьной
Викторина
библиотеки

Работа с каталожной карточкой. Участие
в игре и викторине.
Игра «Я —
библиотекарь».

Читальный зал. Чтение и
Библиотечный урок «Дети — герои
рассматривание книги В. Железникова
детских книг». Выставка книг. Книги«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат,
сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В.
Драгунского, Н. Носова и других детских которому семь лет».Участие в конкурсеписателей. Конкурс- кроссворд «Имена кроссворде.
Презентация книг о детях - ровесниках
героев детских книг».
(устные отзывы). Работа в группах.
Живой журнал «Парад героевсверстников» (инсценирование отдельных Читальный зал. Чтение произведений о
детях на страницах детских газет и
эпизодов из рассказов о детях).
журналов. Детские журналы «Почитайка», «Зёрнышко».
Книги-сборники малых жанров
фольклора.

Конкурс «Пословицы
о книге и учении».
Рукописная книга

Выставка книг о детях.

Библиотечные плакаты
«Герои- ровесники».

Библиотечный стенд
(плакат) «Г ерои
детских книг»
Подбор тематических загадок и пословиц. Сборник закличек или
считалок.

4

11

Писатели-сказочники (4 ч)

12

Книги о детях (2 ч)

13

Книги о животных (2 ч)

14

Старые добрые сказки (4 ч)

15

Книги о тех, кто подарил
нам жизнь (2 ч)

Выставка книг с литературными
сказками. Обзор выставки. Книги
писателей-сказочников.Чтение
выбранной книги. Герои сказок.
Викторина. Творческая работа
«Лукошко сказок» (проектная
деятельность).
Книги-сборники о детях и для детей (В.
Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги-сборники стихотворений для
детей (Я. Аким, С. Маршак, С.
Михалков, А. Барто).
Книги-сборники В. Бианки, Э. Шим, Г.
Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги сказок народов мира. Сборники
сказок. Выставка. Переводчики,
пересказчики и обработчики сказок
народов других стран. Справочный
аппарат книги- сборника. Каталожная
карточка. Сказки народов мира с
«бродячими» сюжетами (русская
народная сказка «Снегурочка»,
японская народная сказка «Журушка» и
др.).
Книги о семье, маме, детях. Жанры
произведений о семье: стихотворения,
пословицы, сказки, рассказы,
колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам
учебника»: чтение произведений о
семье по учебнику или наизусть. Минипроекты (работа в группах): «Они
писали о семье», «Рассказы о семье»,
«Пословицы о семье», «Стихотворения
о семье». Рукописная книга «Семья».

. Поиск книги в открытом
библиотечном фонде. Чтение
выбранной книги.

Герои сказок.
Викторина.
Творческая работа
«Лукошко сказок»

Участие в игре и викторине.

Викторина

Читальный зал: самостоятельное чтение
выбранной книги.
Ремонт книг.
Читальный зал: народные сказки на
страницах детских журналов Поисковая
работа

5

16

Защитникам Отечества
посвящается (4 ч)

17

По страницам любимых
книг (4ч)

всего

Выставка книг о тех, кто защищал свою
Родину. Былины и сказы о защитниках
Отечества. Выставка книг детских
писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с
участниками или героями Великой
Отечественной войны, которые живут
рядом. Работа с книгой А. Гайдара
«Сказка о Военной тайне, Мальчише Кибальчише и о его твёрдом слове»:
чтение, рассматривание. Рукописная
книга «Защитники Отечества в твоей
семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
Книги разных жанров, тем, типов и
авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по
авторам, жанрам, темам. Проектная
деятельность: презентация любимых
книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев). Коллективная
творческая работа: комиксы и весёлые
истории. Оформление еженедельника
«Летнее чтение» или «Дневник
читателя».

34 часа

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».