Приложение к адаптированной общеобразовательной программе обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта с умственной отсталостью, со сложными дефектами, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно – двигательного аппарата ГКОУ ЛО « Лесобиржская школа – интернат» Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» 8 класс Разработала и реализует программу учитель первой категории Сергеева Е.П. 2020 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Результаты (предполагаемые) изучения предмета «Графика и письмо» разделены на две группы усвоения программного материала. 1 группа: Знать название необходимых в работе канцелярских принадлежностей. Знать понятие линия, волна, дуга. Знать название букв Ч, Ф, Ц. Э, Щ, Ъ, Ь. Знать графическое изображение изученных букв. Знать название используемых в работе материалов. Знать название основных геометрических фигур. Уметь правильно захватывать карандаш, мелок. Уметь рисовать горизонтальные линии и вертикальные линии. Уметь ориентироваться в задании. Развивать восприятие и наблюдательность. Уметь ориентироваться на листе бумаги при работе с аппликацией, при дополнении рисунков необходимыми элементами. Уметь дополнять рисунок необходимыми деталями с опорой на образец. Уметь выполнять штриховку, разлиновку в разных направлениях. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Умение писать изученные буквы по зрительным опорам и самостоятельно. Уметь дифференцировать изученные буквы в словах. Уметь пользоваться внешними и внутренними трафаретами. Уметь работать с сыпучими материалами. Уметь выполнять узоры из изученных букв в предметах различной формы. 2 группа: Понимать назначение основных канцелярских принадлежностей. Знать элементарные понятия об окружающем мире по темам: посуда, домашние и дикие животные, фрукты, овощи, одежда, игрушки, транспорт. Знать название букв А Ч, Ф, Ц. Э, Щ, Ъ, Ь. Знать графическое изображение изученных букв. Знать название нескольких геометрических фигур. Уметь правильно захватывать карандаш, мелок. Уметь рисовать горизонтальные линии и вертикальные линии. Уметь рисовать по зрительным опорам в виде пунктирных линий. Уметь ориентироваться на листе бумаги при работе с аппликацией. Уметь рисовать волнистые линии. Уметь выполнять штриховку, разукрашивать изображение, не заходя за контур. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Упражнения для развития тонкой моторики рук – 12 часов. Развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук (сжимание «сильное», «среднее», «слабое»), регуляции направления приложения силы. Игры и упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (кубиками, пазлами, мозаикой). Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся (штриховка, дорисовка, графические ряды).Рисование разнообразных форм, расположенных в определенном ритмическом порядке: круги, точки, линии, завитки. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на закрепление связи действий и движений с глаголами и со словами, обозначающими пространственные координаты. Рисование разнообразных форм, расположенных в определенном ритмическом порядке: круги, точки, линии, завитки. Систематическое уточнение и закрепление приемов самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных. Игры и упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (кубиками, пазлами, мозаикой). Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой; Рисуночное письмо – 27 часов. Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками. Расширение номенклатуры лепных изделий из пластилина и глины по образцу и по словесной инструкции учителя. Вводится лепка посуды, овощей, фруктов, ягод. Выполнение учащимися графических изображений объектов (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием). Обводка по контурам изображений овощей и фруктов, штриховка рисунков прямыми и косыми линиями. Выполнение учащимися различных узоров в круге и в полоске на основе образца и самостоятельного вычленения принципа чередования элементов. Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой. Демонстрация учащимся примеров рисования красками. Рисование красками пятен, дорожек, капель. Упражнения, направленные на обучение учащихся правильно пользоваться кистью и карандашом. Совместное рисование различных линий на листе бумаги, доске, песке. Рисование прямых, кривых линий, линий округлой формы; Аппликация путём составления целого из фрагментов; Упражнение в дополнении рисунка; Упражнения с внутренними и внешними трафаретами Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров). Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале. Анализ образца перед его воспроизведением. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками. Жестово-образные игры – 4 часа. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: удивление, страх. Соотнесение с пиктограммами. Письменные упражнения – 58 часов. Письмо» по трафарету ранее изученных букв задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓. Письмо» по трафарету буквы Ч. Письмо букв и слов по контурным линиям (точкам), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове. Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии: Индивидуальные упражнения в тетради. Письмо букв и слов по контурным линиям (точкам), соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове. Упражнения на закрепление умений учащихся изображать линии, точки, капли, штрихи под музыку в разной тональности и громкости. «Письмо» линий таким цветом, который, по мнению учащегося, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Письмо» по трафарету буквы Ф, Ц, Э, Щ, Ъ, Ь. Письмо линий на различных материалах; Письмо длинных и коротких линий, горизонтальных и вертикальных, прямых и волнистых под ритмическое сопровождение и без. Упражнения с буквами, слогами, словами. Обводка, письмо элементов букв и букв. № 1 2 3 4 5 6 7 8-9 1011 12 13 14 Планируемые результаты усвоения учебного Колматериала во Тема часов 1 группа 2 группа Упражнения для развития тонкой моторики рук - 3 часа. Упражнения для кистей рук: 1 Знать и показывать Знать и показывать сжимание – разжимание, различные части тела, различные части тела, встряхивание, с постепенным головы. Выполнять головы. Выполнять увеличением амплитуды движения. движения по образцу и по движения по образцу и словесной инструкции отдельные, Штриховка, дорисовка, графические 1 (отдельные, попеременные, попеременные, ряды. последовательные). последовательные. Рисование разнообразных форм, 1 расположенных в определенном ритмическом порядке: Рисуночное письмо – 8 часов. Обводка по внешнему трафарету одного предмета в разном размере. Обводка по внутреннему трафарету. Обводка и штриховка предметов цветными карандашами. Обводка предметов шариковыми ручками. Упражнение с внутренними трафаретами: дерево, осенние листья. Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево» (дорисовка), «Дождь». Диагностическая проверочная работа. Жестово-образные игры - 2 часа. Игры-пантомимы «Удивление». 1 1 1 1 2 2 Уметь обводить по внешнему трафарету. Аккуратно выполнять штриховку простым карандашом. Уметь рисовать горизонтальные линии. Уметь рисовать по зрительным опорам в виде пунктирных линий. Уметь выполнять штриховку, разлиновку в разных направлениях. Понимать назначение основных канцелярских принадлежностей. Уметь выполнять штриховку, Проводить вертикальные и горизонтальные линии. Характеристика деятельности обучающихся Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела по образцу и по словесной инструкции. Упражнения с разнообразными деревянными, пластмассовыми, картонными фигурами, шнурками. Обводить картинку по внешнему трафарету. Аккуратно выполнять штриховку простым карандашом. Составлять простые узоры из мазков. Рисовать (с помощью учителя), используя приемы – мазки, касание кончиком кисти. Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине. 1 1 Игры-пантомимы «Страх». 1 Письменные упражнения – 13 часов. Уметь передать в движении эмоциональное состояние. Иметь представление о эмоциональном состоянии человека. Мимические выражения, эмоциональное состояние (удивление, страх ) 15 Письмо по трафарету гласных букв. 1 16 Письмо по трафарету согласных букв. Лепка изученных букв из пластилина. Конструирование букв из палочек Сюжетный рисунок «Найди, что лишнее». Изучение новой буквы Чч.. 1 1718 19 20 21 22 23 24 2527 28 2930 31 32 2 1 1 Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Умение писать изученные буквы по зрительным опорам и самостоятельно. Уметь дифференцировать изученные буквы в словах. Знать название изученных букв. Знать графическое изображение изученных букв. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Усвоение печатного начертания 1 Уметь выполнять узоры из буквы Ч. Сравнение печатного и изученных букв в предметах письменного образа знакомых букв. различной формы. Усвоение рукописного начертания 1 буквы Чч. Сравнение печатного и письменного 1 образа букв Письмо слогов и слов с буквой Чч. 1 Усвоение рукописного начертания 3 изученных букв и их соединений. Упражнения для развития тонкой моторики рук - 3 часа Пальчиковая гимнастика: «Спрячь 1 мячик», «Разноцветные счеты», «Бегут пальчики по дорожке». Обводка по внутреннему трафарету: «Яблоко», «Помидор» Штриховка округлых форм, прямыми линиями: «Яблоко», «Помидор». Рисуночное письмо – 6 часов. Соотнесение конкретных предметов и их изображений на материале овощей. Упражнения в раскрашивании и 1 Уметь проводить вертикальные и горизонтальные линии. Знакомство с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком (невозможность стереть рисунок, написанный ручкой). Рисовать горизонтальные линии и вертикальные линии. Развитие тонкой моторики рук (переливание с помощью мерных стаканчиков), пересыпание, перекладывание. Обводка картинки по внешнему трафарету. Аккуратно выполнять штриховку простым карандашом. Совместное рисование предметов округлой формы; 2 1 Закрепление зрительного образа изученных букв. Развитие умения обводить по трафарету. Проводить вертикальные и горизонтальные линии. Уметь выполнять Наклеивания деталей для аппликации. Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 4648 49 50 обведении контуров. Рисование кругов. Аппликация. Наклеивание готовых деталей совместно с учителем. Упражнения в раскрашивании и обведении контуров.. Освоение учащимися основными приемами работы с тестом, пластилином: раскатывать, прямыми и круговыми движениями. Уметь ориентироваться в задании. 1 1 1 Уметь рисовать по зрительным опорам в виде пунктирных линий. штриховку, карандашами, мелом. Уметь правильно захватывать карандаш, мелок. Рисование прямых, кривых линий, линий округлой формы. Аппликация путём составления целого из фрагментов. Уметь ориентироваться на листе бумаги при работе с аппликацией Лепка «Снежинки» (раскатывание, 1 скатывание, расплющивание) Письменные упражнения - 12 часов. Письмо по трафарету изученных 1 Уметь соотносить букв. графическое изображение со звуком в пределах 1 Промежуточная контрольная изученных букв. работа. Изучение новой буквы Ф.. 1 Умение писать изученные Усвоение печатного начертания 1 буквы по зрительным буквы Ф.. опорам и самостоятельно. Усвоение рукописного начертания 1 буквы Ф. Уметь дифференцировать Сравнение печатного и письменного 1 изученные буквы в словах. образа букв Ф. Изучение новой буквы Ц. 1 Усвоение печатного начертания 1 буквы Ц. Усвоение рукописного начертания 1 буквы Ц. Усвоение рукописного начертания 3 изученных букв и их соединений. Упражнения для развития тонкой моторики рук - 3 часа. Упражнения с различными видами 1 Уметь выполнять различные шнуровок. виды шнуровок самостоятельно. Узнавание предметов способом 1 Узнавать предметы тактильного и зрительного Упражнение в дополнении рисунка; Знать графическое изображение изученных букв. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. . Закрепление зрительного образа изученных букв. Развитие умения обводить по трафарету. Рисовать горизонтальные линии и вертикальные линии. Знать название букв. Уметь выполнять различные виды шнуровок по образцу с помощью учителя. Тренировочные упражнения на переключение учащихся с одного действия на другое по образцу и словесной инструкции учителя. 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63- восприятия. Упражнения на развитие общей и ручной моторики. Жестово-образные игры - 2 часа. Жестово-образные игры. Игрыпантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: радость, печаль, спокойствие, злость. Жестово-образные игры. Игрыпантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: удивление, страх, спокойствие. Рисуночное письмо - 7 часов. Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.. 1 1 способом тактильного и зрительного восприятия. Узнавать предметы способом тактильного и зрительного восприятия. Уметь передать в движении эмоциональное состояние. Иметь представление о эмоциональном состоянии человека. Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (спокойствие, злость, радость, печаль. удивление, страх, спокойствие.). Уметь правильно захватывать карандаш, мелок. Уметь выполнять штриховку, разлиновку в разных направлениях. Знания о составлении простых узоров из готовых элементов в круге, квадрате, в полоске с чередованием. Уметь рисовать горизонтальные линии. «Рисовать» линий (прямых и извилистых) пальцем на манке или песке, насыпанных в различные емкости. Обводка по внешнему трафарету, развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом. 1 2 Обведение контуров. Штриховка по образцу. Соотнесение картинок и контурных изображений животных. 1 Работа по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изображения. Рисунок с элементами аппликации на тему «Транспорт». Рисунок с элементами аппликации на тему «Овощи и фрукты». Ориентировка в тетради. Обведение орнаментов по штриховой линии. 1 Уметь ориентироваться в задании. 1 1 1 Письменные упражнения – 18 часов. Письмо по трафарету изученных 1 гласных буквы. Письмо по трафарету изученных 1 согласных букв. Повторение написания рукописного 2 Уметь рисовать по зрительным опорам в виде пунктирных линий. Уметь выполнять штриховку, разлиновку в разных направлениях. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Рисовать фломастерами, маркерами на листе бумаги, проводить вертикальные и горизонтальные линии. Трафареты. Виды работ с трафаретами. Техника работы с бумагой. Знания о пространственном расположении элементов аппликации. Работа кистью и клеем. Рисование гуашью. Знать название изученных букв. Закрепление зрительного образа изученных букв. Знать графическое изображение изученных Развитие тонкой моторики рук. 64 64 65 66 67 68 6970 71 72 73 74 7576 7778 79 8081 82 83 начертания изученных букв и их соединений Повторение рукописного начертания изученных букв и их соединений. Изучение новой буквы Ээ. Усвоение печатного образа буквы Ээ. Усвоение рукописного начертания буквы Ээ.. Сравнение печатного и письменного образа буквы Ээ. Написание рукописного начертания новой буквы и соединений. Изучение новой буквы Щ.. Усвоение печатного образа буквы Щ.. Усвоение рукописного начертания буквы Щ. Сравнение печатного и письменного образа буквы Щ. Письмо элементов буквы Щ. 1 1 1 1 1 2 Умение писать изученные буквы по зрительным опорам и самостоятельно. Уметь дифференцировать изученные буквы в словах. букв. Развитие умения обводить по трафарету. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Знать название букв изученных букв. Знать графическое изображение изученных букв. 1 1 1 1 2 Уметь выполнять узоры из изученных букв в предметах различной формы. Усвоение рукописного начертания 2 изученных букв и их соединений. Упражнения для развития тонкой моторики рук - 3 часа. Упражнения на развитие общей и 1 Узнавать предметы ручной моторики. способом тактильного и зрительного восприятия. Упражнения на развитие умения 2 учащегося узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия. Рисуночное письмо - 6 часов. Рисование пальцем по манке букв 1 Уметь рисовать алфавита. горизонтальные линии. Уметь ориентироваться в Рисование повторяющихся точек и 1 Узнавать предметы способом тактильного и зрительного восприятия. Тренировочные упражнения на переключение учащихся с одного действия на другое по образцу и словесной инструкции учителя. Уметь «рисовать» линии (прямые и извилистые) пальцем на манке или Трафареты. Виды работ с трафаретами. мазков с чередованием цветов. 84Наклеивание контурных 2 85 изображений букв и цифр. 86Создание композиций с 2 87 использованием приемов раскрашивания шаблонов или готового контура Письменные упражнения - 15 часов. 88 Обводка контуров предметов без 1 отрыва руки. Штриховка в разных направлениях. 89 «Письмо» линий в тетради в 1 линейку. 90 Выкладывание ранее изученных 1 букв из палочек. Обводка по пунктирным линиям. 91 Письмо по трафарету буквы Ь. 1 92 Лепка из пластилина буквы Ь. 1 Обводка по точкам. 93 Конструирование буквы из цветных 1 полосок. 94 1 Итоговая контрольная работа. 95 Письмо элементов букв. 1 96 Изучение новой буквы Ъ. Различия. 1 97 Письмо по трафарету буквы Ъ. 1 98 Лепка из пластилина буквы Ь. 1 Обводка по точкам. 99 Конструирование буквы из цветных 1 полосок. 100- Усвоение рукописного начертания 3 102 изученных букв и их соединений. Итого 102 задании. Уметь рисовать по зрительным опорам в виде пунктирных линий. Уметь выполнять штриховку, разлиновку в разных направлениях. песке. Уметь рисовать фломастерами, маркерами на листе бумаги, проводить вертикальные и горизонтальные линии. Тренировочные упражнения: рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Знать название букв алфавита. Закрепление зрительного образа всех буквы алфавита. Знать графическое изображение изученных букв. Развитие тонкой моторики рук. Умение писать изученные буквы по зрительным опорам и самостоятельно. Уметь дифференцировать изученные буквы в словах. Знать название букв всех букв алфавита. Знать графическое изображение изученных букв. Уметь выполнять узоры из изученных букв в предметах различной формы. Уметь соотносить графическое изображение со звуком в пределах изученных букв. Развитие умения обводить по трафарету.