Рабочая программа по учебному предмету Развитие речи и окружающий мир 8 класс

Приложение
к адаптированной общеобразовательной программе
обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта
с умственной отсталостью, со сложными дефектами,
с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно – двигательного аппарата
ГКОУ ЛО « Лесобиржская школа – интернат»

Рабочая программа по учебному предмету
«Развитие речи и окружающий мир»
8 класс

Разработала программу
учитель первой категории
Сергеева Е.П.

2020г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Результаты (предполагаемые) изучения предмета «Развития речи и окружающий мир»
разделены на две группы усвоения программного материала.
1 группа:

Знать о явлениях природы (вода, ветер, снег, дождь), сезонных и суточных
изменениях в природе и связывать их с изменениями в жизни людей.

Иметь представление об объектах неживой природы прослушивание журчание
реки,, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах).

Иметь элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток,
в течение недели, месяца и т.д.

Знать и называть животных, птиц, насекомых, рыб и среду их обитания.

Уметь выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на
вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Уметь вести дневник погоды, наблюдать за изменениями погоды, составлять
композиции из природных материалов.

Уметь показывать на картинках предметы и объекты окружающего мира.

Уметь различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения,
деревьев.

Уметь составлять по образцу простые и сложные предложения.

Уметь
называть
или
показывать
реальные
предметы окружающей
действительности и их изображения на картинках.

Уметь узнавать основные природные явления, такие как дождь, снег, ветер;
узнавать основных представителей растительного и животного мира.
2 группа:

Иметь представления о явлениях природы (вода, ветер, снег, дождь), сезонных и
суточных изменениях в природе и связывать их с изменениями в жизни людей.

Иметь представление об объектах неживой природы прослушивание журчание
реки,, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах).

Иметь элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток,
в течение недели, месяца и т.д.

Иметь элементарные представления о животных, птиц, насекомых, рыб и среде их
обитания.

Уметь пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный
жест, мимика, пиктограммы).

Уметь воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечѐнные
фразы.

Узнавать предмет по его частям и соотносить реальные предметы с картинками.

Уметь слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким
рассказам, стихам, потешкам, песенкам.

Иметь элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни
человека.

Иметь представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях
(лето, осень, зима, весна).

Иметь элементарные экологические представления (люди, растения, животные,
питание и т.д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Развитие общих речевых навыков – 8 часов. Развитие кинестетической организации
движений пальцев рук учащихся на основе зрительного восприятия (по подражанию, по
образцу) и самостоятельно (по словесной инструкции). Стимуляции двигательных
импульсов, направленных к определенным группам мышц. Упражнения на уточнение
состава двигательного акта. Упражнения на формирование процессов кинестетического

анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук в играх и
упражнениях типа «Пчела», «Лодочка» и т. д. Упражнение на формирование
кинестетической основы артикуляторных движений типа «В гости», «Волк», «Где мы
были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают», «Домик», «Дружба»,
«Ежик», «Зайцы», «Замок», «Кот», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», «Лодочка»,
«Лошадки», «На одной ножке вдоль дорожки», «Пальчики здороваются», «Пассажиры в
автобусе», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось — поймай», «Птички», «Пчела»,
«Серсо», «Солнечные лучи», « Флажок », «Человечек». Упражнения на развитие
двигательно-кинестетической обратной связи путем уточнения положения различных
артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков.
Формирование кинетической основы артикуляторных движений в процессе развития
орального праксиса при выполнении последовательно организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики). Развитие движений мимической
мускулатуры по подражанию и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки,
поднять и нахмурить брови). Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.
Целенаправленное обучение учащихся диалогической речи в специально организованных
коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе занятий с
настольно-печатными играми и т. д.). Обучение учащихся пересказу хорошо знакомых
сказок и рассказов с помощью пиктографических кодов, речевых средств, с помощью
учителя. Совместное с учащимися составление описательных рассказов (по игрушке, по
картинке).
Окружающий предметный мир и профессии людей - 31 час. Повторение названий и
предназначения одежды и головных уборов. Экскурсия в магазин одежды (отделы мужской
и женской одежды, головных уборов) для формирования у учащихся представлений об
ассортименте одежды и головных уборов, о способах их покупки в разных видах магазинов:
выбор по размеру, примерка, оплата. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся
проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца магазина одежды, покупателя,
общаются друг с другом в процессе «покупок» товаров для юношей и девушек.
Разыгрывание ситуаций, в которых ученик отвечает на вопросы «Где продаются брюки?»,
«Что делает продавец?», «Какие изделия продаются в этом отделе магазина?», «Для кого
можно купить одежду в этом отделе магазина?», «Что ты хочешь купить из головных
уборов, для того чтобы носить летом?». Отработка алгоритма покупки в магазине,
предварительное составление плана необходимых покупок для разных сезонов и разного
ассортимента и т. п. Расширение представлений учащихся о театре. Посещение театральных
спектаклей или импровизированных театральных представлений в школе. Чтение
литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) об артистах, о посещении
театральных спектаклей, рассматривание афиш и программок спектаклей. Уточнение
представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, музыкант,
кассир, билетный контролер, уборщица. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых
учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения театра: покупают билеты,
предъявляют их контролеру, покупают программку спектакля, занимают места в зале,
смотрят спектакль, в антракте посещают буфет и т. д. Расширение представлений учащихся
о медицинских профессиях (окулист, стоматолог, ЛОР- врач и других медицинских
работников). Проигрывание под руководством учителя сюжетных цепочек, отражающих
алгоритм поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и т. д.
Моделировании сюжетно-дидактических ситуаций с использованием игрового комплекта
«Азбука здоровья и гигиены», в которые учащиеся при косвенном руководстве учителя
выступают в роли врачей, медсестер, обучающих пациентов правилам здорового образа
жизни.
Окружающий природный и животный мир – 29 часов. Знакомство темой «Грибы:
съедобные и ядовитые». Уточнение понимания учащимися названий нескольких наиболее
известных грибов и соотнесение их с муляжами и картинками. Этюды с музыкальным
сопровождением «Сбор грибов», рассматривание иллюстраций, посещение рынка, где
продаются грибы. Занятия с настольно-печатными играми типа «Грибное лукошко»,

«Разложи и назови», «Составь картинку», «Сад, огород, лес», «В лесу», в ходе которых
учащиеся знакомятся с разнообразием грибов, ягод, фруктов и овощей. Развитие
представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное
время суток. Занятия по альбомам для формирования временных представлений63. Беседы,
рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время
суток. Рассматривание художественных картин, на которых изображены природа, люди,
животные в разное время суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися
символов разных частей суток: солнце всходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды,
цвет частей суток. Чтение с учащимися стихотворений, рассказов о разных частях суток и
их характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием
картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.
Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для
обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи. Систематические экскурсии и прогулки с
учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых
поручений в природе. Уточнение представлений о жизни окружающего природного и
социального мира ночью. Занятия по альбомам природа и жизнь растений, животных и
людей ночью. Экспериментирование с красками и простые опыты по получению
цветосочетаний для обозначения цвета ночи — черный, темно-серый цвет. Уточнение
представлений учащихся о спортивных занятиях в разное время года в зависимости от
погодных условий: плавание в открытых водоемах, катание на лыжах, катание на велосипеде и
т. п. Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных
явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Планируемые результаты усвоения учебного
материала
1 группа
2 группа

3

Развитие общих речевых навыков – 4 часа.
Упражнения на развитие
1
Уметь точно
кинетической основы движений
выполнять
пальцев рук: «Мячики-ежики»,
двигательные
«Пальчики здороваются»,
упражнения.
«Волшебник карандаш», «Делай
как я».
Уметь нанизывать
колца пирамидки по
Упражнения на движения
1
размеру.
мимической мускулатуры по
подражанию).
Уметь
нанизывать
бусины
на
нитку.
Игра «Пирамадка».
1

4

Игра «Мастерим бусы».

1

2

5-6
7

8-9

1011
12

1

Уметь слушать и
проявлять интерес к
речевым высказываниям
взрослых, стихам,
потешкам, песенкам.

Характеристика деятельности
обучающихся
Упражнения на развитие кинетической
основы движений пальцев рук.

Уметь нанизывать колца
пирамидки по размеру.

Упражнения на движения мимической
мускулатуры по подражанию (зажмурить
глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и
Уметь
нанизывать нахмурить брови)..
бусины на нитку.
Упражнения на развитие кинестетической
основы движений пальцев рук учащихся в
процессе выполнения последовательно
организованных движений и конструктивного
праксиса: нанизывание колец на стержень
«Собери пирамидку».
Упражнения на развитие кинестетической
основы движений пальцев рук учащихся в
процессе выполнения последовательно
организованных движений и конструктивного
праксиса: нанизывание колец на шнур
«Мастерим бусы».

Окружающий предметный мир и профессии людей - 8 часов.
Виды и назначение одежды и
2
Знать и называть одежду\.
головных уборов.
Головные уборы
Магазин одежды (отделы мужской
1
Уметь соотносить реальные
и женской одежды, головных
предметы с картинками.
уборов).
Способы покупки в разных видах 2
магазинов: выбор по размеру,
примерка, оплата.
Деловая игра:: «Общение
2
продавца и покупателя в процессе
Уметь задавать вопросы,
покупки одежды.
строить простейшие
Упражнение с использованием
1

Иметь
элементарные
представления об
одежде и головных
уборах.
.
Уметь соотносить
реальные предметы
с картинками.
Уметь слушать и
проявлять интерес

Расширение экспрессивной речи.
Упражнения на различение и обобщение
предметов.
Упражнение с использованием реальных
предметов, картинок.
Составление предложений на тему «одежда/
головной убор».
Стимулирование учащихся к составлению

реальных предметов, картинок,
пиктограмм.

13

сообщения.

Окружающий природный и животный мир – 6 часов.
Знакомство темой «Грибы».
1
Уметь составлять короткие
Уточнение понимания учащимися
описательные рассказы о
названий нескольких наиболее
грибах и ягодах.
известных грибов и соотнесение
их с муляжами и картинками.
Знать и различать съедобные
и ядовитые грибы.
Грибы: съедобные и ядовитые..
2

1415
16Что еще растет в лесу. Ягоды.
2
17
18
Игра «Вкусное лукошко».
1
Окружающий природный и животный мир – 7 часов.
19
Ягоды: лесные и садовые.
1
Знать и называть части
растений.
20
Грибы: съедобные и ядовитые..
1

Знать отличия лесных и
Занятия с настольно-печатными
1
садовых ягод.
играми типа «Грибное лукошко».
22
Занятия с настольно-печатными
1
Уметь составлять короткие
играми типа «Разложи и назови».
описательные рассказы,
23
Занятия с настольно-печатными
1
используя картинки.
играми типа «Составь картинку».
24
Занятия с настольно-печатными
1
играми «Сад, огород, лес».
25
Занятия с настольно-печатными
1
играми «В лесу»,
Окружающий предметный мир и профессии людей – 7 часов.
26Сезонная одежда. Повседневная и 2
Знать название и назначение
27
праздничная.
различной одежды.
28Сезонные головные уборы.
1
Уметь соотносить одежду с
картинкой.
29Предварительное
составление 2
30
плана необходимых покупок для
Знать назначение различных
разных
сезонов
и
разного
головных уборов.
ассортимента и т. п.
Уметь составлять алгоритм
31Алгоритма покупки в магазине.
2
выполнения покупки в
21

к речевым
высказываниям
взрослых.

трех-пятисложных предложений.

Уметь составлять
предложения по
картинкам.

Развитие диалогической речи.

Иметь
представление о
различных грибах.

Составление короткого описательного
рассказа, используя картинки,
Составление рассказа о грибах и ягодах.
Использование настольно-печатных игр для
знакомства с разнообразием ягод, фруктов,
овощей.

Знать и показывать
части растений.
Иметь
элементарные
представления о
лесных и садовых
ягодах.
Иметь
представление о
грибах.

Иметь
представление о
различных видах
одежды.
Уметь соотносить
одежду с
картинкой.
Иметь
представление о
покупке одежды в

Формирование положительно
эмоционального настроя на совместную
работу со взрослым.
Рассматривание иллюстраций о природе и
жизни растений, животных и людей вечером.
Чтение стихотворений, рассказов о вечернем
времени.
Рассматривание картин, на которых
изображен вечер.
Знакомство с темой «Ягоды: лесные и
садовые». Уход за садом. Действие учащихся
в природном уголке.

Формирование положительно
эмоционального настроя на совместную
работу со взрослым.
Использование настольно-печатных игр для
знакомства с разнообразием одежды и
головных уборов.
Составление алгоритма покупки одежды в
магазине с помощью пиктограмм.

магазине с помощью
пиктограмм.

32

Развитие общих речевых навыков – 4 часа
33Упражнения на развитие
2
34
кинетической основы движений
пальцев рук.

Уметь слушать и
проявлять интерес к
речевым
высказываниям
взрослых, коротким
рассказам, стихам,
потешкам, песенкам.
35Артикуляционная гимнастика.
2
Уметь задавать
36
вопросы, строить
простейшие
сообщения.
Окружающий предметный мир и профессии людей - 8 часов.
Уметь
составлять
37
Чтение произведения «Айболит»
1
короткие описательные
К. Чуковского.
рассказы о работе врачей38
Предметы гигиены.
1
специалистов, используя
39
Орган зрения. Как мы видим?
1
картинки.
40
Профессия окулист..
1
41
Наши зубы и уход за ними.
1
Иметь
элементарные
42
Профессия стоматолог.
1
представления
о
предметах
быта,
43Дидактическая игра «В кабинете 2
необходимых в жизни
44
у врача».

магазине.
Иметь
представление о
различных
головных уборах.
Уметь слушать и
проявлять интерес к
речевым высказываниям
взрослы.
Уметь различать силу
звука, темп и ритм
звучания.

Развитие орального и артикуляторного
праксиса, точности, чистоты, объема,
плавности движений, развитие умения
удерживать заданную позу в процессе
выполнения упражнений общей
артикуляторной гимнастики
Развитие силы голоса и устойчивости
звучания .

Принимать участие в
сюжетно-ролевых играх.

Составление коротких рассказов по темам «В
медицинском кабинете» .

Иметь элементарные
представления о предметах
быта, необходимых в
жизни человека.

Сюжетно-ролевая игра « Окулист
,Стоматолог, ЛОР-врач. Кто это?»

Иметь представления о
явлениях природы,
сезонных и суточных
изменениях.
Иметь представления о
зимующих и перелетных
птицах, узнавать их на
картинках..
Иметь представления о
сезонных и суточных
изменениях в природе и

Рассматривание и называние зимующих и
перелетных птиц по рисункам.

Упражнение-игра «Что я делаю, когда
болею?»

человека.

45
46
4748
49

Окружающий природный и животный мир - 8 часов.
Рассказ о жизни природного и
1
Знать о сезонных и
социального мира ночь.
суточных изменениях в
Сутки. День и ночь. Занятия людей в 1
природе.
разное время суток.
Упражнения на определение цвета
частей суток и времени года.
Сюжетно-ролевые игры: «Части
суток».
Рисование красками цветосочетаний
для обозначения цвета утра, дня,
вечера, ночи..

2

1

Иметь представления о
явлениях природы,
сезонных и суточных
изменениях.
Знать названия

Рассматривание иллюстраций о животных,
птицах и растениях, ведущих ночной образ
жизни.
Составление рассказа по картинке. Работа с
опорными словами.

50
5152
53
54
55
5658
5960

Рисование красками цветосочетаний
для обозначения цвета ночи —
черный, темно-серый цвет.
Животные, птицы и растения, ведущие
ночной образ жизни.

1
2

зимующих и
перелетных птиц,
узнавать из на
картинках..

Окружающий природный и животный мир – 8 часов.
Иметь представление о
Занятие с альбомом «Части суток» 1
цвете, узнавать
«Ночь.
цвета, определение
Время года – весна. Основные 1
наиболее характерных
признаки и наблюдения в природе.
цветов частей суток (утро,
Изменения
в
природе
с 1
день).
наступлением весны.
Экскурсии и прогулки с учащимися 3
для наблюдения погодных явлений
Спортивные занятия в разное время 2
года.

Окружающий предметный мир и профессии людей - 8 часов.
61Знакомство учащихся с театром.
2
Иметь элементарные
62
Знакомство с профессиями актера,
представления о
балерины и музыканта.
профессии актера,
балерины и музыканта.
63Чтение литературных
2
64
произведений о театре.
Принимать участие в
Просмотр детских спектаклей.
сюжетно-ролевых
65
Профессия: актер.
1
играх.
66
Правило поведения на спектакле, в 1
театре
67Театрализация РНС.
2
68

связывать их с
изменениями в жизни
людей, растений и
животного мира.

Рисование красками цветосочетаний для
обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи..

Иметь представление о
цвете, узнавать
цвета, определение
наиболее характерных
цветов частей суток (утро,
день).
Иметь представления о
сезонных изменениях.
Иметь представления о
птицах, цветах и деревьях.
Знать отличия и узнавать
на картинках.

Формирование и закрепление представлений о
цвете, узнавание цвета, определение наиболее
характерных цветов частей суток (утро, день).
Представление о жизни животных и растений
весной, о сезонных изменениях, представления об
одежде в весенний период.
Уточнение представлений учащихся о спортивных
занятиях в разное время года в зависимости от
погодных условий: плавание в открытых водоемах,
катание на лыжах, катание на велосипеде и т. п.

Иметь элементарные
представления о
профессии актера,
балерины и музыканта.

Расширение представлений учащихся о театре.
Посещение театральных спектаклей или
импровизированных театральных
представлений в школе.
Чтение литературных произведений (стихов,
сказок, рассказов) об артистах,
Уточнение представлений учащихся о
профессиях людей, работающих в театре:
актер, музыкант, кассир, билетный контролер,
уборщица.

Принимать участие в
сюжетно-ролевых играх.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».