Рабочая программа по учебному предмету Ручной труд 8 класс

Приложение
к адаптированной общеобразовательной программе
обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта
с умственной отсталостью, со сложными дефектами,
с расстройствами аутистического спектра,
с нарушениями опорно – двигательного аппарата
ГБОУ ЛО « Лесобиржская школа – интернат»

Рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд»
8 класс

Разработала программу
учитель высшей категории
Свидлова Е. И.

2021 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Результаты (предполагаемые) изучения предмета «Ручной труд» разделены на две группы
усвоения программного материала.
1 группа:
По разделу «Работа с природными материалами»:
- называть и определять материал;
- собирать природный материал;
- соблюдать правила охраны природы и правила сбора природного материала;
- сортировать материал по видам, назначению, подготавливать его к работе;
- отличать объёмный природный материал от листового;
- составлять аппликации из предложенных деталей по инструкции учителя и показу
приёмов работы;
- выполнять изделия с планированием ближайшей операции;
- использовать материалоотходы для изготовления поделок;
- дополнять изделия необходимыми деталями по инструкции учителя и по собственному
замыслу;
- применять пластилин, клей для соединения деталей.
По разделу «Работа с пластическими материалами»:
- называть материал;
- определять свойства материала;
- подготавливать пластилин к работе (разогревать и разминать);
- приготавливать солёное тесто (замешивать и окрашивать) по инструкции учителя;
- применять разные приёмы лепки;
- при лепке применять разные способы изготовления изделий;
- выполнять рельефные, объёмные, плоскостные изделия;
- пользоваться стекой для прорисовки некоторых деталей у изделий.
По разделу «Работа с бумагой и картоном»:
- называть материал;
- определять свойства материала;
- сгибать, складывать, размечать, разрезать бумагу и картон с помощью учителя;
- ориентироваться в схемах оригами по инструкции учителя;
- складывать поделки с опорой на инструкционную карту, по объяснению и показу
учителя;
- склеивать детали, аккуратно намазывать детали клеем от центра, капельно, по краю;
- выполнять аппликационные работы под контролем учителя;
- ориентироваться в задании по образцу, инструкционным картам, схемам;
- правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- размечать детали при помощи шаблона, на глаз, по линейке;
- пользоваться карандашом;
- пользоваться измерительными инструментами;
- составлять коллективные композиции с помощью учителя.
- ориентироваться на плоскости;
- соотносить фрагменты изображения на разрезных карточках и целом изображении;
- выкладывать детали геометрической мозаики для получения целого изображения;
- называть детали конструктора;
- соотносить детали на схеме и натуральном предмете;
- пользоваться инструкцией при отборе деталей и сборке несложных конструкций под
контролем учителя;
- соединять детали свободным и жёстким креплением.
По разделу «Работа с текстильными материалами»:
- называть материал;
- определять свойства материала;
- применять нитки по назначению;
- отмеривать нитки по руке, на глаз, по линейке;

- завязывать узелок, закреплять нитку в начале и в конце работы;
- выполнять ручные отделочные стежки с помощью учителя;
- обматывать картонные кружки нитками и изготавливать помпон по инструкции учителя;
- отрезать нитки ножницами;
- использовать различный материал для изготовления изделий (ткань, нитки, пуговицы,
тесьму, шпагат, вату);
- ориентироваться в задании по показу, образцу, инструкционным картам, схемам;
- соблюдать правила безопасной работы.
По разделу «Работа с бросовыми материалами»:
- называть материал;
- определять свойства материала;
- применять различный бросовый материал для изготовления поделок, конструкций.
- соединять и крепить детали при помощи клея, проволоки, ниток и т.п.;
- ориентироваться в схемах, инструкционных картах при изготовлении поделок,
конструкций с помощью учителя.
2 группа - иметь элементарные представления:
- о правилах организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- о названии инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил
техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- о приемах работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;
- о пользовании доступных технологических (инструкционных) карт;
- о составление стандартного плана работы по пунктам;
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать поделки с помощью педагога;
- убирать свое рабочее место (мыть ванночки, кисти, протирать стол);
- уметь сравнивать, группировать и классифицировать разнообразные материалы для
ручного труда совместно с учителем;
- применять разнообразные предметы-орудия для изготовления простых поделок из
различных материалов;
- бережно относиться к результатам труда других людей;
- изготавливать простые поделки из бумаги, природных бросовых материалов;
- работать с бумагой, картоном, природными материалами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на объединение,
обобщение последовательных импульсов в единый организованный во времени
двигательный стереотип: шнуровка, складывание фигурок из палочек по образцу и по
памяти, штриховка. Игры и упражнения на развитие конструктивного праксиса и
зрительно-моторной
координации
в
процессе манипулирования предметами
(конструктором кубиками, пазлами, мозаикой).
Упражнения с пластичными материалами. Расширение номенклатуры лепных изделий
из пластилина и глины по образцу и по словесной инструкции учителя. Вводится лепка
посуды, овощей, фруктов, ягод для сюжетно-ролевой игры «Магазин» и выставок лепных
работ учащихся. Обучение учащихся сюжетной лепке из нескольких предметов,
объединенных единым сюжетом. Обучение изготовлению заготовок из глины на основе
выдавливания формой: простая по форме посуда.
Упражнения со строительными материалами. Обучение конструированию простых
конструкций из металлического конструктора (по образцу).
Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами.
Дальнейшее обучение учащихся вырезать детали ножницами, а затем наклеивать их на
подготовленный для аппликации лист бумаги или картона — создание коллажей по

мотивам картин. Работа с природными материалами: сбор листьев, цветов, плодов,
подготовка их к работе; аппликации с использованием листьев, цветов, семян; объемные
фигурки из шишек, желудей, каштанов (крепеж при помощи сучков, зубочисток, клея);
игрушки из коры (кораблик); новогодние игрушки из скорлупы грецких орехов, яиц..
Работы в технике оригами (складывание коробок и гармошки). Изготовление поделок в
технике бумагопластики. Работа с тканью и нитками: обучение учащихся выполнению
шва «вперед иголку», выполнению на ткани серии горизонтальных стежков (вышивание
по контуру) для изготовления изделия, например, салфетки. Обучение учащихся
выполнению шва «назад иголку».
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Содержание раздела совпадает с
содержанием аналогичного раздела в первом полугодии.
Упражнения с пластичными материалами. Сюжетная лепка с последующим
раскрашиванием изделий. Обучение выполнению простых изделий по типу дымковской
игрушки (лошадка, кукла) с последующим раскрашиванием фигур. Продолжение
обучения учащихся лепке пространственных фигур из пластилина, вата. Обучение
декоративной лепке: нанесение узора на плоские изделия (пальцем, стекой, другим
инструментом). Обучение учащихся изготовлению витражей (размазывание пластилина
по стеклу с соблюдением контура).
Упражнения со строительными материалами. Конструирование из деревянного,
пластмассового, металлического конструкторов по образцу (с помощью учителя):
«Мебель для дома», «Виды транспорта» и т. д.
Конструирование игрушек (транспортных средств, мебели, трансформеров, домов) из
конструктора Lego и др.
Упражнения с бумагой, тканью, природными и бросовыми материалами. Обучение
учащихся изготавливать аппликации из яичной скорлупы (мозаика), предварительно
подготавливая ее. Раскрашивание деталей мозаики из яичной скорлупы.
Дальнейшее обучение учащихся выполнять сюжетно-тематические аппликации с
использованием разных техник пo плану или образцу, предлагаемому учителем.
Изготовлению конусных игрушек из цветной бумаги: лиса, кошка, мышь.
Поделки из спичечных коробков: мебель. Моделирование комнаты с декоративными
украшениями с использованием самодельной мебели из спичечных коробков.
Работа с иголкой среднего размера с широким ушком и нитками по алгоритму:
отмеривание нити, вдевание нитки н иголку, отрезание нитки, завязывание узелка..
Дальнейшее обучение учащихся изготавливать игрушки из помпонов, например, цыплят к
Пасхе.

№
п/п
1
2-3

4-5

6-7

Тема

Кол-во
часов

Планируемые результаты усвоения учебного
материала
1 группа
2 группа

Правила ТБ на уроках по ручному труду
Упражнения для развития тонкой моторики рук – 2 часа.
Пальчиковая гимнастика.
2
Уметь складывать
Шнуровка. Складывание
фигуры из палочек
фигур из палочек.
самостоятельно и по
образцу.

Упражнения с пластичными материалами – 2 часа.
Лепка из пластилина
2
Знать свойства
различных фигур.
пластилина и правила
работы.
Применять различные
приемы лепки:
защипывание края,
оттягивание,
раскатывание,
сворачивание в кольцо.

Характеристика деятельности
обучающихся

Уметь складывать
фигуры из палочек и по
образцу, и с помощью
учителя.

Шнуровка, складывание фигурок из
палочек по образцу и по памяти,
штриховка. Игры и упражнения на
развитие конструктивного праксиса и
зрительно-моторной координации в
процессе манипулирования предметами
(конструктором, кубиками, пазлами,
мозаикой).

Иметь элементарные
представления свойства
пластилина и правила
работы с ним.
Применять различные
приемы лепки:
защипывание края,
оттягивание,
раскатывание,
сворачивание в кольцо.

Продолжить совершенствовать навыки
работы с пластилином;
Учить осознанно выполнять правила
безопасного труда; Развивать умение
видеть прекрасное в окружающем;
Воспитывать аккуратность,
доброжелательность.

Упражнения со строительными материалами – 2 часа.
Конструирование игрушек из
2
Уметь называть детали
Уметь называть детали
«Лего».
конструктора.
конструктора.
Соотносить детали на
Соотносить детали на
схеме и натуральном
схеме и натуральном
предмете;
предмете.
Уметь пользоваться
инструкцией при отборе
деталей и сборке
несложных конструкций
под контролем учителя.
Упражнения с бумагой, природными и бросовыми материалами – 11 часов.

Геометрический конструктор
Учить конструировать по памяти и
словесной инструкции,
самостоятельно. Развитие мелкой
моторики,
памяти.
Воспитание внимания, трудолюбия.

Иметь элементарные
представления о правилах
организации рабочего места
и умение самостоятельно
его организовать в
зависимости от характера
выполняемой работы,
(рационально располагать
инструменты, материалы и
приспособления на рабочем
столе, сохранять порядок на
рабочем месте);
Иметь элементарные
представления о
соблюдении правила их
хранения, санитарногигиенических требований
при работе с ними;
Иметь элементарные
представления о названии
инструментов,
необходимых на уроках
ручного труда, их
устройства, правил техники
безопасной работы с
колющими и режущими
инструментами;

Вырезание
деталей
ножницами,
наклеивание их на подготовленный для
аппликации лист бумаги или картона —
создание коллажей.

Упражнения для развития тонкой моторики рук – 2 часа.
19Игры с крупой, бусинками,
2
Уметь выполнять работу
20
пуговицами, мелкими
из различных материалов
камешками.
самостоятельно и по
образцу.

Уметь выполнять работу
из различных материалов
по образцу и с помощью
учителя.

Познакомить детей с нетрадиционной
техникой аппликации с помощью
различной крупы, развивать
творческое воображение, мышление,
фантазию, тактильные ощущения.

Упражнения с пластичными материалами – 2 часа.
21
Лепка из пластилина:
1
Уметь подготавливать
«Посуда для куклы» (лепка из
пластилин к работе
жгутиков, при помощи стеки).
(разогревать и

Уметь подготавливать
пластилин к работе
(разогревать и

Формировать умение детей скатывать
из пластилина маленькие шарики
одинакового размера и заполнять ими

8

9

10
11

12 15

16
17
18

Игрушка с подвижным
соединением деталей
«Цыпленок».
Аппликация в технике
«рваная бумага» - «Береза
осенью».
. Игрушка из бумажных
кругов «Попугай».
Изготовление «Конверта для
писем» с клеевым
соединением деталей.
Работа с природным
материалом: сбор листьев,
цветов, плодов. Аппликации с
использованием листьев,
цветов, семян.
Изготовление аппликации
Божия коровка».
Изготовление бус из
сушенных ягод.
Бумагопластика:
«Подарки
осени»
(коллективная работа).

1

1

1
1

4

1
1
1

Знать правила организации
рабочего места и умение
самостоятельно его
организовать в зависимости
от характера выполняемой
работы, (рационально
располагать инструменты,
материалы и
приспособления на рабочем
столе, сохранять порядок на
рабочем месте);
Знать правила соблюдения
хранения инструментов,
санитарно-гигиенические
требования при работе с
ними;
Знать названия
инструментов, необходимых
на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники
безопасной работы с
колющими и режущими
инструментами.

Работа с природными материалами:
сбор
листьев,
цветов,
плодов,
подготовка их к работе; аппликации с
использованием листьев, цветов, семян;
Закреплять представления детей о
рябине, ее внешнем виде (листьях,
плодах); формировать умение аккуратно
работать иглой, нанизывая на нить
ягоды; закреплять правила безопасной
работы с острыми предметами (иглой).
Формировать умение нарезать круги
разного размера белого цвета и
наклеивать их аккуратно на картон.
Развивать композиционные навыки и
умения,
мелкую
моторику
и
усидчивость.

разминать);
разминать);
Уметь применять разные Уметь применять разные
приёмы лепки.
приёмы лепки.
Упражнения со строительными материалами – 2 часа.
23Пластмассовый конструктор с 2
Уметь ориентироваться
Уметь выкладывать
24
креплением с помощью
на плоскости.
детали геометрической
шурупов и отвертки
Уметь выкладывать
мозаики для получения
детали геометрической
целого изображения с
мозаики для получения
помощью учителя и
целого изображения.
образцу.
Называть детали
Называть детали
конструктора.
конструктора;
Упражнения с бумагой, природными и бросовыми материалами – 8 часов.
Знать правила организации
25
Изготовление объемных
1
Иметь элементарные
рабочего
места
и
умение
фигурок из шишек с
представления о правила
самостоятельно его
использованием пластилина
организации рабочего
организовать в зависимости
(«Ежик», «Гномик»).
места и умение
от характера выполняемой
самостоятельно его
26
Изготовление объемных
1
работы.
организовать в
фигурок из желудей с
Уметь ориентироваться в
зависимости от характера
использованием пластилина
схемах, инструкционных
выполняемой работы.
(«Птичка», «Собака»)
картах при изготовлении
27
Изготовление объемных
1
поделок, конструкций с
помощью учителя.
фигурок из плодов каштана с
использованием пластилина
(«Гусеница», «Паук»).
Уметь склеивать детали,
28
Работа с ножницами и
1
Уметь склеивать детали,
аккуратно намазывать
аккуратно намазывать
бумагой. «Укрась
детали клеем от центра,
детали клеем от центра,
рукавички».
капельно, по краю;
капельно, по краю;
29
Работа с ножницами и
1
Выполнять аппликационные
Выполнять
бумагой. «Укрась шарф».
работы
под
контролем
аппликационные работы
30
Работа с ножницами и
1
учителя.
Уметь ориентироваться в под контролем учителя.
бумагой. «Укрась шапочку».
держать
задании
по
образцу, Правильно
31Работа с ножницами и
2
ножницы и пользоваться
инструкционным
картам,
32
бумагой. «Новогодний
ими. Уметь пользоваться
схемам.
фонарик и гирлянду»
карандашом.
22

Пластилинография:
«Снеговики».

1

шаблон, не оставляя пробелов;
знакомить с техникой «пластилиновая
мозаика»
Учить конструировать по памяти и по
образцу ,развитие мелкой моторики,
памяти, воспитание внимания,
трудолюбия.

Формировать представления о
свойствах природных материалов и
способах их обработки; учить скреплять
разные материалы между собой,
используя пластилин; развивать
творческую фантазию, воображение.

Формировать умение детей складывать
бумагу, попеременно сгибая их и
накладывая друг на друга; украшать
поделку, добавляя различные детали
для придания сходства с изображаемым
предметом.
Изготовление из картона плоских
елочных игрушек и шаров в форме
различных стилизованных изображений
грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, ,
игрушек.

Упражнения для развития тонкой моторики рук – 4 часа.
33Работа с сыпучими
2
Уметь выполнять работу
34
предметами (соортировка
из различных материалов
одинаковых предметов по
самостоятельно и по
ёмкостям).
образцу.
35Собираем пазлы.
2
36
Работа с мозаикой.

Упражнения с пластичными материалами - 4 часа.
37Пластилиновая картина «Снег 2
Уметь подготавливать
38
идёт».
пластилин к работе
(разогревать и
39Изготовление витражей
2
разминать);
40
(размазывание пластилина по
Уметь применять разные
стеклу с соблюдением
приёмы лепки.
контура).
Работа с тканью – 4 ч.
Уметь применять нитки по
41«Колобок» Поделка из ниток
2
назначению.
42
(на основе воздушного шара)
Уметь отмеривать нитки по
43Куколки-талисманчики.
2
руке, на глаз.
44
Уметь завязывать узелок,
закреплять нитку в начале и
в конце работы.
Уметь обматывать
картонные кружки нитками
и изготавливать помпон по
инструкции учителя.

Упражнения с бумагой и картоном – 8 часов.
45«Пингвиненок»
2
46
(Оригами+обрывная
аппликация)
47
«Снеговик» (Аппликация из
1
ватных дисков+вата)
48
«Снежинки» (фигурное
1

Уметь склеивать детали,
аккуратно намазывать
детали клеем от центра,
капельно, по краю;
Выполнять
аппликационные работы

Уметь выполнять работу
из различных материалов
по образцу или с
помощью учителя.

Работа с сыпучими материалами,
сортировка их по емкостям, называние.

Уметь подготавливать
пластилин к работе
(разогревать и разминать);
Уметь применять разные
приёмы лепки

Формировать умение детей размазывать
пластилин по стеклу с соблюдением
контура, не оставляя пробелов;
знакомить с техникой «витраж».

Уметь применять нитки по
назначению.
Уметь завязывать узелок,
закреплять нитку в начале и
в конце работы с помощью
учителя.
Уметь обматывать
картонные кружки нитками и
изготавливать помпон по
инструкции учителя.
Уметь отрезать нитки
ножницами;

Формировать представления о
свойствах клея ПВА и ниток; учить
равномерно наматывать нитки,
смоченные клеем, на воздушный шар.
Наматывание нитки на ладони.
Завязывание узлов.

Уметь склеивать детали,
аккуратно намазывать
детали клеем от центра,
капельно, по краю;
Выполнять
аппликационные работы

Знакомить детей с оригами;
формировать умение сгибать лист
бумаги в заданном направлении,
тщательно совмещать стороны и углы,
проглаживать сгибы.

Учить собирать пазлы, развивать внимание,
мелкую моторику.
Формирование умения доводить начатое
дело до конца, рассматривать картинку,
узнавать в изображенном знакомые образы
предметов, живых объектов, понимать
сюжет эмоционально и эстетически
реагировать.

4950
51
52

5354

вырезывание)
Аппликация:
Панно «8 Марта».
«Веселые улитки» (техника
торцевание)
« Тарелка с фруктами»
(объемная аппликация)

под контролем учителя.
Уметь ориентироваться в
задании
по
образцу,
инструкционным картам,
1
схемам.
Правильно
держать
1
ножницы и пользоваться
ими. Уметь размечать
детали
при
помощи
шаблона, на глаз, по
линейке карандашом.
Упражнения для развития тонкой моторики рук – 2 часа.
Конструирование при помощи 2
Уметь выполнять работу
пазлов, мозаики, кубиков.
из различных
материалов
самостоятельно и по
образцу.
2

Упражнения с пластичными материалами – 2 часа.
55
Тестопластика:
1
Уметь подготавливать
«Мой ласковый, любимый
пластилин к работе
зверь» (по выбору детей).
(разогревать и
разминать);
56
Изготовление витражей.
1
Уметь применять разные
приёмы лепки.
Работа с тканью – 4 часа.
57Изготовление забавных
2
Уметь отмеривать нитки
58
игрушек способом
по руке, на глаз.
наматывания цветных ниток
Уметь завязывать узелок,
на шаблоны.
закреплять нитку в
начале и в конце работы.
59Вышивание нитками. Игла
2
Уметь обматывать
60
(назначение, основные части,
картонные кружки
техника безопасной работы).
нитками и изготавливать
помпон по инструкции.

под контролем учителя.
Правильно
держать
ножницы и пользоваться
ими.
Уметь пользоваться
карандашом.

Расширять представления детей о
животном мире антарктики; закреплять
умение аккуратно наносить клей на
поверхность и наклеивать изображение
на основу.
Знакомить детей со свойствами
материалов; закреплять умение
аккуратно наклеивать изображение на
основу.

. Уметь выполнять работу
из различных материалов
по образцу или с
помощью учителя.

Учить собирать пазлы, развивать внимание,
мелкую моторику.
Формирование умения доводить начатое
дело до конца, рассматривать картинку,
узнавать в изображенном знакомые образы
предметов, живых объектов, понимать
сюжет эмоционально и эстетически
реагировать.

Уметь подготавливать
пластилин к работе
(разогревать и разминать);
Уметь применять разные
приёмы лепки

Формировать умение детей размазывать
пластилин по стеклу с соблюдением
контура, не оставляя пробелов;
знакомить с техникой «витраж».

Уметь завязывать узелок,
закреплять нитку в начале
и в конце работы с
помощью учителя.
Уметь обматывать
картонные кружки
нитками и изготавливать
помпон по инструкции
учителя.

Формировать представления о
свойствах клея ПВА и ниток; учить
равномерно наматывать нитки,
смоченные клеем, на воздушный шар.
Наматывание нитки на ладони.
Завязывание узлов

Упражнения с бумагой, природными и бросовыми материалами – 8 часов.
61
Изготовление конусных
1
Уметь склеивать детали, Уметь склеивать детали,
игрушек из цветной бумаги:
аккуратно намазывать
аккуратно намазывать
лиса, кошка, мышь.
детали клеем от центра,
детали клеем от центра,
капельно, по краю;
капельно, по краю;
62
Открытка: «Подарок для
1
Выполнять
Выполнять
ветерана».
аппликационные работы аппликационные работы
63Аппликация, выполненная из 2
под контролем учителя.
под контролем учителя.
64
яичной скорлупы (мозаика).
Уметь ориентироваться в Правильно
держать
задании
по
образцу,
ножницы
и
пользоваться
65
Бумагопластика:
1
инструкционным картам, ими.
Панно «Гвоздики».(оригамим)
схемам.
Уметь пользоваться
Правильно
держать карандашом.
ножницы и пользоваться
ими.
66
Объёмное моделирование:
1
Уметь размечать детали
Коробочка для подарка.
при помощи шаблона, на
67
Выполнение поделок из
1
глаз, по линейке.
спичечных коробков: мебель.
Уметь пользоваться
68
«Цветы» Поделка из
1
карандашом
природного материала

Итого

68

Знакомить детей со свойствами
материалов; закреплять умение
аккуратно наклеивать изображение на
основу.
Учить изготавливать аппликации из
яичной скорлупы (мозаика),
предварительно подготавливая ее.
Знакомить детей с оригами;
формировать умение сгибать лист
бумаги в заданном направлении,
тщательно совмещать стороны и углы,
проглаживать сгибы
Знакомить детей со свойствами
материалов; закреплять умение
аккуратно наклеивать изображение на
основу
Расширять представления детей о
различных природных материалах;
развивать воображение и ассоциативное
мышление; закреплять умение
симметрично располагать лепестки
вокруг середины цветка; использовать
пластилин для скрепления деталей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».